Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Модульный урок по теме «Сера. Оксиды серы» 10 класс

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Бондаренко И.И. 4 курс,
специальность химия (образовательная), естественно-географического факультета, СКГУ (Северо-Казахстанский государственный университет).

Бондаренко И.И.

Модульное обучение — одна из молодых альтернативных технологий и в последнее время получает широкомасштабное использование. Свое название модульное обучение получило от термина «модуль», одно из значений которого — «функциональный узел». Под модульной технологией обучения следует понимать реализацию процесса обучения путем разделения его на системы «функциональных узлов» — профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Средством же модульного обучения при этом служат учебные модули.

Модуль может представлять и собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также темпу обучения. Модульное обучение — технология, которая позволяет перейти на субъектную основу обучения и обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Модульное обучение предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Тема: подгруппа кислорода

Модуль «Сера. Оксиды серы»

Номер учебного элемента
Учебный материал с указанием заданий
Управление обучением
УЭ-О Интегрирующая цель: изучить особенности строения серы, химические свойства серы как окислителя и восстановителя, строение и свойства оксидов серы Записать тему в тетрадь
УЭ-1 Выполнение тестовых заданий

Цель: определить исходный уровень знаний о строении атома серы, валентности и степени окисления, нахождение в природе. Выполни тестовые задания, пользуясь периодической системой хим. элементов Д.И. Менделеева.

Задание 1

1. Сера в периодической системе хим. элементов Д. И. Менделеева находится в

  1. третьем периоде и 4 группе
  2. третьем периоде и 5 группе
  3. третьем периоде и 6 группе
  4. втором периоде и 6 группе

2. Строение внешнего электронного слоя атома серы

  1. 43d0
  2. 3S23p5
  3. 3S23d4
  4. 3S2 3p43d0

3. Максимальная валентность серы в соединениях равна

1. двум 2. пяти 3. четырем 4. шести

4. Сера в соединениях проявляет степень окисления

  1. -2;+4;+6
  2. -2,;+3;+4
  3. +3;+4;+6
  4. +1;-2;+3

5. Сера является

1. металлом 2. неметаллом 3. переходным элементом

6. Сера в свободном состоянии является типичным

1. окислителем 2. восстановителем

7. В природе сера встречается в форме

1. сульфатов 2. сульфидов 3. сульфитов 4. всех перечисленных

8. Установите соответствие: Оксиды название степень окисления серы

  1. SO2 а. сернистый газ А. +4
  2. SO3 б. серный газ Б. +6
Работай самостоятельно. В тетради запиши номер вопроса, поставь номер ответа. Задание оценивается в 8баллов. За каждый правильный ответ 1балл. Запомни правильные ответы на тестовые задания, с которыми ты не справился. При выполнении домашнего задания повтори этот материал.
УЭ-2 Изучение нового материала

Аллотропия серы

Цель: самостоятельно изучить материал об особенностях строения аллотропных модификациях серы, определить различия в их физических свойствах. Узнать интересный факт о применении серы.

  1. Прочитай текст §
  2. Прочитай дополнительный материал

При обычных условиях устойчивая сера S8 имеет структуру короны

Структура серы

При температуре 95 С ромбическая сера переходит в моноклинную. При температуре 119 С она плавится около 160С кольца молекулы S8 разрывается, образуя бесконечные спирали. Моноклинная переходит в темно-коричневую смолообразную пластическую серу. Удивительная эластичность пластической серы! Кусочек такой серы можно растянуть в 10 раз. Этот неорганический «каучук» был бы замечательным пластическим материалом, но он очень неустойчив при комнатной температуре, уже через несколько дней превращается в хрупкую ромбическую серу.

Интересный факт. В романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо» Фариа симулировал кожную болезнь и ему для ее лечения дали серу, которую он использовал для изготовления пороха.

Работай самостоятельно, кратко запиши в тетрадь информацию, которая тебя удивила.

Задание 2

Укажите направление стрелок в ниже предложенной схеме «Аллотропные модификации серы», указывая условия.

Аллотропные модификации серы
Перечертите схему в тетрадь. За каждое правильное направление стрелок 0,5 баллов. Всего 2 балла

Задание 3

Заполните таблицу «Применение серы»

Отрасли промышленности в Применение
1. сельское хоз-во  
2. медицине  
3. химической промышленности  
4. ...  

Сделай презентацию своей таблицы в группе, которая выставит тебе баллы.

Выполнить в тетради. Всего 4 балла.
УЭ-3 Изучение нового материала

Химические свойства серы

Цель: изучит особенности химических свойств серы как окислителя и восстановителя, закрепить навыки расстановки коэффициентов методом электронного баланса.

1. По материалу § подготовь, предварительно согласовав с соседом, выступление по одной из тем:

  1. «Химические свойства серы, как окислителя»
  2. «Химические свойства серы, как восстановителя»

Задание 4

Впишите в пробелы отсутствующие формулы веществ с необходимыми индексами и коэффициентами. По какому признаку можно разделить эти реакции на 2 группы?

  1. Н2 + S → ?
  2. S + ? → SO2
  3. S + NO2 → ?
  4. S + H2SO4 → ? + H2O
  5. S + ? → CS
Записать в тетрадь уравнения реакций.
За каждое правильное уравнение по 1 баллу. Всего 5баллов. Ответив на вопрос получишь 1,5 балла.
УЭ-4 Изучение нового материала

Оксиды серы

Цель: самостоятельно изучить особенности строения оксидов серы, определить различие в их физических и химических свойствах.

Изучение материала §

Задание 5

Заполни сравнительную таблицу

Признаки сравнения Оксид серы (IV) Оксид серы (VI)
1. Формула и тривиальное название    
2. Физические свойства    
3. Характер оксида    
4. Химические свойства    
5. Применение    
Взаимооценивание в группе. За каждый правильный ответ в колонке 0,5 баллов.
УЭ-5 Обобщении е нового материала

Цель: обобщение и систематизация знания о сере и ее оксидах.

Задание 6

  1. Сера простое вещество имеет________ модификации.
  2. При обычных условиях сера имеет структуру______
  3. Все аллотропные модификации серы через определенное время переходят в _____ серу.
  4. Сера в воде _____ и не _______ водой
  5. Активность серы при обычных условиях в реакциях ______, а при повышенной температуре активность______.
Взаимооценивание. Каждое правильное предложение 0,5 баллов. Всего 2,5 баллов.

Задание 7

Собери схему «нахождение серы в природе» из разбросанных кубиков.

Нахождение серы в природе
Задание оценивается в 2,5 балла

Задание 8

Напишите уравнение реакции соответствующих схеме, расставьте коэффициенты.

  1. S0 + O2 → S+4
  2. S0 + Me → S-2
  3. S+4 + H2S → S0
  4. S+6 + Me → S+4
За правильную запись одного уравнения 0,5 баллов. Всего 4 балла
Подведение итогов

Цель: определить уровень усвоения знаний по теме: «Сера и оксиды серы».

Лист контроля

Этап
Количество баллов по заданиям
Итог
  1 2 3 4 5 6,7,8  
УЭ-1 8           8
УЭ-2   2 4       2
УЭ-3       6,5     4
УЭ-4         2,5   5
УЭ-5           2,5; 2,5; 2 7
Итог             30
Критерии оценки 25–30 баллов оценка 5.
20-26 баллов оценка 4
19–11 баллов оценка 3
Меньше 11 баллов оценка 2
Категория: