Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Методическое пособие на тему: «Методы и формы работы учителя математики при подготовке учащихся к олимпиадам» для 5–9 классов

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Лущинская Галина Петровна учитель математики, стаж работы 10 лет, первая категория. КГУ «Сокологоровская средняя школа района имени Габита Мусрепова» село Сокологоровка район имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанская область

Методы и формы работы учителя математики при подготовке учащихся к олимпиадам

Содержание

Введение — 3
1 Понятие и сущность математической олимпиады — 5
2 Основные особенности системы подготовки учащихся к олимпиадам по математике — 7
3 Использование средств икт в процессе подготовки учащихся к математическим олимпиадам — 9
4 Методы и формы работы с учащимися при подготовке к олимпиадам по математике — 10
5 Задачи для подготовки к математической олимпиаде — 15

5.1 Развитие качеств ума и приемов умственной деятельности — 15
5.2 Примеры задач на развитие качеств ума при подготовке к олимпиадам по математике — 16

Заключение — 33
Список использованной литературы — 35
Приложения — 36

Введение

Главная задача образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Значительно продвинулось развитие олимпиад благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Так, широкую известность в школах Казахстана через Интернет получили Международный конкурс-игра «Кенгуру», «Русский медвежонок», дистанционная олимпиада, математические бои, турниры.

Несмотря на то, что современная школа накопила богатый опыт проведения кружковых занятий по математике, неразрывно связанных с подготовкой к олимпиадам, в этом направлении имеются свои проблемы, которые волнуют в настоящее время педагогическую общественность страны, о чем свидетельствуют беседы с учителями, публикации в печати.

Отметим также, что в настоящее время учителя общеобразовательных школ испытывают нехватку современной методической литературы, предназначенной для работы со способными учащимися по организации и проведению кружковых занятий, олимпиад по математике.

К началу XXI века в нашей стране появилось большое количество школ нового типа (лицеи, гимназии, колледжи и т. д.), в которых обучаются дети, проявляющие повышенный интерес к тем или иным предметам, прошедшие конкурсный отбор. В них, в основном, обучаются учащиеся с 5 класса. В школах нового типа на изучение математики отводится большее количество часов, чем в общеобразовательных школах, предметы ведутся высококвалифицированными преподавателями по специальным программам. Уровень задач, предлагаемых на математических олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся общеобразовательных школ на занятиях математических кружков. Учителя этих школ не видят перспектив участия своих учеников на математических олимпиадах города, района, региона из-за большой конкуренции с учащимися из школ нового типа. В существующей учебно-методической литературе по подготовке к олимпиадам также не в полной мере учитывается уровень подготовки учащихся общеобразовательных школ.

Учителя осуществляют подготовку учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, т. е., как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без должной теоретической основы. Одним из наиболее сложных моментов в обучении остается вопрос: как научить учащихся решать олимпиадные задачи?

Между тем обучение решению олимпиадных задач на раннем этапе при подготовке к олимпиадам могло бы развивать математические способности и интерес к предмету у учащихся и повышать квалификацию учителей общеобразовательной школы.

Актуальность методического пособия определяется потребностью совершенствования методики подготовки учащихся к участию в олимпиадах по математике в аспекте развития познавательного интереса и способностей учащихся к математике.

Цель методического пособия — теоретическое обоснование и разработка методических подходов к подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах.

Исходя из цели методического пособия, были поставлены следующие задачи:

  • Определить основные направления и требования к совершенствованию подготовки учащихся к математическим олимпиадам.
  • Разработать методические подходы к обучению решению олимпиадных задач на занятиях.
  • Разработать организационные формы и методы подготовки учащихся к олимпиадам по математике.

Научная новизна и теоретическая значимость методического пособия состоит в следующем:

  • Определены основные направления и разработаны методические подходы к совершенствованию подготовки учащихся к олимпиадам по математике, ориентированные на развитие познавательного интереса и способностей к предмету;
  • Предложен новый подход в обучении учащихся решению олимпиадных задач — поэтапное решение опорных, аналогичных, развивающих задач;
  • Определены формы и методы использования средств ИКТ в процессе подготовки и проведения олимпиад.

Практическая значимость заключается в разработке:

  • Методических рекомендаций по обучению решению олимпиадных задач, которые могут быть использованы учителями при подготовке учащихся к олимпиадам;
  • Методических рекомендаций по использованию средств ИКТ, в частности, с помощью электронной почты и сайтов категории «Образование», которые могут найти применение во внеклассной работе, а также непосредственно в практике работы учителей.

Методическое пособие на тему: «Методы и формы работы учителя математики при подготовке учащихся к олимпиадам» для 5–9 классов

Категория: