Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Метод проектов как средство формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов педагогических ВУЗов

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Коровина Светлана Валериевна, старший менеджер, магистрант ЗКИГУ, Филиал «ЦПМ» в г. Уральске

Коровина Светлана Валериевна

В статье систематизируется опыт формирования мотивационной готовности студентов педагогического вуза через использование в образовательном процессе метода проектов. Раскрывается содержание метода проектов как одного из педагогических условий формирования устойчивой мотивации профессионального саморазвития; умения обновлять профессиональные знания и совершенствовать педагогические умения; переносить полученные знания в новые условия педагогической деятельности; мотивации к творческому решению педагогических задач.

Современное информационное общество ставит перед высшим профессиональным образованием задачу подготовки специалистов, способных к саморегуляции и саморазвитию, владению различными профессиональными навыками и компетенциями, представлению о себе как о профессионале.

Несомненно, что это задача не столько содержания образования, сколько используемых методов обучения. В настоящей статье основное внимание сосредоточено на использовании в образовательном процессе метода проектов, как необходимого педагогического условии обеспечивающего формирование совокупности таких мотивов как: позитивное отношение к обучению, побуждение к более глубокому изучению и осмыслению будущей профессиональной деятельности.

Актуальность требований предъявляемых к системе высшего образования в области организации образовательного процесса, к совершенствованию традиционных и разработке новых образовательных технологий, является одной из центральных проблем в педагогике и педагогической психологии Мотивационный аспект учебной деятельности студентов является предметом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных ученых. Возможность развития учебной мотивации определяется самой образовательной системой, организацией учебного процесса, субъектными особенностями обучающегося и педагога, спецификой учебного предмета. Сегодня специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у студентов мотивации учебной деятельности. Для формирования познавательной мотивации студентов вуза ключевой является проблема развития эмоционального отношения к предмету, которое вызывает у студентов желание познать изучаемый предмет, стимулирует увлечение этим предметом, вовлеченность в исследовательский поиск, использование различных форм самостоятельной работы, привлечение на занятие технических средств обучения и т.д.

Теоретическая разработка проблемы мотивации учения позволила выявить ряд условий, которые создают благоприятную почву для развития положительной мотивации учения: усвоение научных понятий, раскрытие условий их происхождения, формирование специфической учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.) профессиональной направленности (В.К. Вилюнас, В.А. Сластенин и др.); создание противоречий между известным и неизвестным (Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркина и др.); организация коллективной деятельности (В.Я. Ляудис, П.И. Пидкасистый и др.); использование системы поощрений и порицаний (Б.Г. Ананьев, И. Лингарт и др.); показ значимости знаний (B.C. Ильин, А.А. Вербицкий, В.И. Беляков и др.); создание перспектив (А.К. Маркова, А.Б. Орлов и др.), использования развивающего обучения, (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, М.Н.Скаткин, Л.В.Занков, С.Н.Лысенкова. В.Т.Кудрявцев), использование проектного обучения (Т.В.Кудрявцев, М.М.Махмутов, И.Я.Лернер, К.Дункер, С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин), использование конструктивистских подходов (Д. Дьюи, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Т.В.Кудрявцев, В.В.Давыдов, Б.М.Бим-Бад, Д.В.Эльконин, М.И.Махмутов), компетентностного обучения (О.В.Акулова, Н.Ф. Ефремова, А.П.Тряпицына, А.В. Хуторских и др).

Многие авторы рассматривают мотивационную готовность в рамках деятельностного подхода в качестве одного из компонентов психологической готовности к различным видам деятельности. Так профессиональная готовность к педагогической деятельности, рассматривается как сложное структурное образование, центральным ядром которого является позитивные установки, мотивы и освоенные ценности учительской профессии. В эту готовность входят также профессионально важные черты характера, педагогические способности, совокупность профессионально-педагогических знаний, навыков, умений, определенный опыт их применения на практике. Профессиональная готовность находится в единстве с направленностью на профессиональную деятельность и устойчивыми установками на труд" [1, с. 4]. Как фактор психологический готовности к профессиональной педагогической деятельности мотивационная готовность рассматривается как:

• сложное структурное образование, центральным ядром которого является позитивные установки, мотивы и освоенные ценности учительской профессии;
• целостное личностное образование, характеризующееся совокупностью внешних и внутренних мотивов, побуждающих студентов к реализации своих профессиональных знаний, навыков и умений в современной социокультурной сфере; наличием высокого уровня сформированных общепрофессиональных компетенций, представлений о себе как о профессионале.

На основе изучения теоретических подходов к понимаю «мотивационной готовности», были выявлены ее компоненты:, мотивационный, когнитивный, личностно-деятельностный, рефлективно-оценочный (рис. 1).

Метод проектов как средство формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов педагогических ВУЗов

Рис. 1. Структура и содержание мотивационной готовности студентов

Современное образование находится в стадии трансформации от старой модели школы знаний к новой, школе компетентностей. Педагоги ищут ответа на старый вопрос о том, чему учить и как учить в условиях трансформации цивилизации. Активные и интерактивные методы обучения, обучение через создание обучающей среды, основывающиеся на принципах прагматического конструктивизма, а также различные формы самоорганизации в обучении, выходят на передний план инноваций в образовании в развитых странах. В настоящее время приоритет отдается смешанным формам обучения, взаимодополнению одних другими. Таким образом, мы также можем рассматривать мотивационную готовность студентов, как способность управлять своими действиями, моделировать, планировать способы своей деятельности и взаимодействия; реализовывать намеченные программы; контролировать ход и адекватно оценивать результаты своих действий, взаимодействий; рефлексировать свою деятельность [2].

Анализ педагогической литературы, диссертационных исследований последних десятилетий показал, что интерес к педагогическим технологиям, их широкому внедрению в практику школьного и вузовского образования существенно возрос. Наиболее популярной из современных образовательных технологий является технология проектного обучения, разрабатываемая зарубежными и отечественными учеными, которые рассматривают проектное обучение как целостную технологию, способствующую овладению обучающимися методологическими знаниями, умениями, способами деятельности; как основу дальнейшего самообразования; как средство развития творческих способностей обучаемых, коммуникативной, исследовательской, информационной и др. компетенций [3; 4; 5].

Следует отметить, что общим ориентиром для установления уровней методологического анализа рассматриваемой проблемы являются исследования, в которых отражено философское осмысление сущности проектирования (Н.Г. Алексеев, Ю.В.Громыко, В.И.Журавлёв, К.М.Кантор, В.В.Краевский, В.А.Лек-торский, А.М.Новиков, А.В.Розенберг, В.М.Розин, В.Н.Садовский, В.Ф.Сидоренко, В.С.Швырев, Г.П.Щедровицкий, Э. Г.Юдин и др.). Нормативное для социально-педагогического проектирования знание (В.Н.Бурков, Ц.И.Воропаев, В.Г.Горохов, Дж.Джонс, Я.Дитртх, А.Ф.Зотов, Т.Мальдонадо, А.Невелл, Ж. Райтман, Г.Саймон, П.Хилл, В.Д.Шапиро и др.).

Детально исследуют проектную методику обучения: И. Л. Бим, И. А. Зимняя, О. М. Моисеева, Е. С. Полат, Д. Филлипс, И. Чечель и многие другие. На сегодняшний день известно множество определений дидактического понятия «метод проекта». Его понимают как технологию (Е.С. Полат), педагогическую, в том числе (И. Чечель); как метод обучения (А.Н. Щукин, Э.Г. Азимов); как способ организации самостоятельной деятельности обучающихся (З.Х. Ботамева) и др. Так, И. Л. Бим считает, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, анализ и т. п.) [6]. Не случайно умение пользоваться методом проектов (по мнению многих авторов) является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Применительно к образовательному процессу вуза сущность технологии проектного обучения заключается в стимулировании интереса студентов к определенным, реально существующим проблемам, к поиску самостоятельных решений. Технология проектного обучения имеет высокий внутренний потенциал для развития самостоятельности, формирования профессиональных компетенций и мотивационной готовности студентов педагогических вузов, так как организация проектной деятельности студентов позволяет научить студентов не столько получать профессионально значимые знания в готовом виде, сколько приобретать их самостоятельно, побуждает и направляют их к более глубокому изучению и осмыслению будущей профессиональной деятельности; развивает коммуникативные и исследовательские умения, творческие способности, формирует познавательную мотивацию. Все это в свою очередь предполагает разноплановое и многообразное общение, аналитическую деятельность, выявление проблем, построение гипотез, планирование и проведение эксперимента, наблюдение за результатами и их анализ, обобщение, выводы.

При анализе метода проектов с точки зрения компетентностного подхода, сравнивая принципы метода проектов и характеристики профессиональной компетентности, мы пришли к заключению, что метод проектов (по умолчанию) работает на формирование профессиональных (как новых так и традиционных) компетенций. Так принцип опоры на опыт обучающегося формирует аналитическую компетенцию, а принцип проблемности — научно-исследовательскую и т. д. (табл. 1).

Таблица 1. Принципы метода проектов, соответствующие профессиональным компетенциям

Принцип метода проектов

Профессиональная компетенция

Опора на опыт обучающегося

Аналитическая, а также коммуникативная

Проблемность

Научно-исследовательская

Развитие образовательных потребностей

Методологическая

Контекстность

Технологическая

Результативность

Проектная, а также информационная

Системность

Психолого-педагогическая

Во втором разделе «Опытно-экспериментальное исследование эффективности формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов на основе использовании в обучении метода проектов на базе педагогического вуза» представлены ход и результаты практической работы по исследованию.

Особенностью проведенного опытно-экспериментального исследования проведенного в Западно-Казахстанской гуманитарной академии по использованию в обучении метода проектов как эффективного средства формирования мотивационной готовности студентов являлось использование индивидуального и дифференцированного подхода к студентам; мотивированность, сознательность и активность студентов по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, педагогическими компетенциями; активизация их самостоятельной работы и др.

Исходя из теоретических положений, обоснованных в диссертации и анализа практического опыта, разработана модель формирования мотивационной готовности студентов на основе использования метода проектов. Моделирование процесса формирования мотивационной готовности студентов основано на требованиях высшего профессионального образования и общества, отражающих социальный заказ к уровню подготовки современного специалиста, обладающего высшим профессиональным образованием. Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе высшего учреждения создаёт необходимый комплекс новых инструментов, стимулирующих студенческий коллектив к достижению высоких результатов образовательной деятельности, содействуют обеспечению выбора адекватных технологий деятельности, способствует созданию потокового состояния у студентов во время выполнения проекта. Исходя из предположения, что одним из результативных средств достижения поставленных задач является использование в учебном процессе метода проектов, который обеспечивает предоставление возможностей образовательному учреждению и самой личности формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности, их саморазвитие и самореализацию, определены принципы, этапы и педагогические условия, способствующие формированию мотивационной готовности студентов.

Экспериментальная работа показала, что благодаря применению метода проектов в обучении обеспечивается группа условий обеспечивающих высокий уровень мотивационной готовности студентов. Экспериментально подтвержден рост мотивационной готовности студентов, поскольку выявлен заметный рост качества мотивации к профессиональному саморазвитию, проявляющийся в изменении общего знака преобладающей мотивации: от мотивации избегания неудач студенты переходят к работе на основе мотивации достижения успеха.

Экспериментальная работа выявила положительные изменение в качестве навыков работы с информацией, что проявляется в заметном росте объёмов привлекаемой информации, совершенствовании способности оперировать информацией, привлекать разнородную информацию, адаптируя её к собственным проблемам, самостоятельно интерпретировать её.

Была определена сущностная характеристика формирования мотивационной готовности студентов вуза, представляющая собой педагогически организованный процесс, предполагающий создание условий для комплексного воздействия на эмоциональную и когнитивную сферы личности, учитывающий развитие творческого потенциала, познавательных интересов студентов, самостоятельность как важное качество личности.

В ходе реализации исследования была разработана модель формирования мотивационной готовности студентов вуза, включающая когнитивный, мотивационный, личностно-деятельностный, рефлексивный-оценочный компоненты, которая имеет своим результатом высокий уровень сформированности мотивационной готовности студентов.

Экспериментально доказано, что процесс формирования мотивационной готовности студентов педагогического вуза эффективен при соблюдении взаимосвязанных педагогических условий, среди которых основными являются: развитие у студентов потребности расширить профессиональные знания и познавательные творческие возможности, опора на самостоятельную деятельность студентов; интеграция самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических и информационных технологий; взаимосвязь формирования познавательной мотивации и развитие творческой активности личности; личностные качествами преподавателя, создающие творческую атмосферу общения.

Разработанный в исследовании методический комплекс формирования мотивационной готовности на основе использования метода проектов оказался очень эффективным, так как более чем в три раза увеличилось количество студентов, имеющих высокий уровень мотивационной готовности:

Полученные опытно-экспериментальным путем результаты позволили подтвердить гипотезу и обозначить проблемы, требующие дальнейшей разработки.

Проведенное нами исследование решает не все вопросы, связанные с формирование мотивациионной готовности студентов педагогических вузов и требует дальнейшего изучения. Перспективами исследования может быть разработка такой важной педагогической проблемы, как создание системы формирования мотивационной готовности студентов при обучении различным вузовским дисциплинам с использованием как традиционных так и инновационных подходов в обучении.

Список литературы:

1. Дурай-Новакова K.M. Профессиональная готовность как подструктура личности будущего учителя — М.: МГПИ, 1980.
2. Кашлев, С. С. Педагогические условия развития субъектности студента в педагогическом процессе вуза / С. С. Кашлев [Электронный документ]. Режим доступа: httpss://charko.narod.ru/tekst/sb_2002/09-Kashlev.htm. Дата доступа: 07.01.2009.
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист. — 2004 — № 1. — С. 42-45.
4. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. — Ярославль: Академия развития, 2008.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособ. для пед. вузов и институтов повышения квалификации. — М.: Народное образование, 1998.
6. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 2. — С. 11–15.

Категория: