Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Любовь с разных точек зрения

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Болдырева Надежда Ивановна учитель начальных классов, І категория, стаж 29 лет, КГУ «Александровская основная школа» Казахстан, СКО, Есильский район, село Александровка

(по сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка»)

Цель: Формирование нравственного понятия «любовь» на материале сказки Г.Х Андерсена «Русалочка».

Задачи: 1. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение сравнивать, анализировать характер и поступки героев.

               2. Развивать творческое воображение, устную монологическую речь, умение сравнивать.

               3. Воспитывать чуткость, гуманность, доброту.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, метод ассоциации.

Оборудование: портрет Г.Х.Андерсена, рис.уч-ся, презентация, сравнительная таблица.

                                                                                                                                                 Эпиграф:

«Любовь – это источник нашего счастья, в то же время – это награда за страдания»   

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Если времени - излишки,

Сяду с книжкой под грибок,

И покатится по книжке

Шустрый сказочный клубок.

За клубком, не конный - пеший,

Путь держу в края иные,

Где в лесах - яга да леший,

А в болотах - водяные.

Здесь не пляшут из-под палки,

Не пугают, не торопят,

Здесь обнимут вас русалки,

Приласкают и... утопят

Я - как сам оттуда родом,

И всегда, вернувшись в сказки,

По лесам да по болотам

Пробираюсь без опаски.

  1. Знакомство с «нечистой силой»

Рассказы детей о нечистой силе: Пыжьянов С. (общее), Кузнецов В. «Банник», Максаков А. «Леший», Гончаров К. «Водяной», Коткова Н. «Кикимора» Савицкая А. «Русалка».

  1. Сюрпризный момент: Ребята, сегодня я приготовила для вас небольшой сюрприз. Я принесла на урок прекрасную розу. Какие у вас возникают ассоциации при виде этого цветка?

  (Украшение, подарок, поздравление, добрые пожелания)

— Почему я на урок принесла именно розу?

  1. Сообщение темы урока.

-На прошлом уроке мы выяснили, что темой сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» является любовь. Давайте попытаемся разобраться, что значит для вас это слово?

  1. Итоги интервью с людьми разного возраста.

— Вам было задание взять интервью у ваших близких, знакомых о том, как они понимают смысл этого слова.

Дети читают высказывания родителей, знакомых т.д.

— А как вы понимаете смысл этого слова?

  1. Пословицы и поговорки о любви.

«Верная любовь не в огне не горит, не в воде не тонет»

«Где любовь да совет, там и горя нет»

«Кого журят, того и любят»

«Где сердце лежит, туда и око глядит»

«Из жалости любовь не выстроишь»

  1. Мифические русалки.

Презентация Ткаченко Р. «Русалки»

— В мифах Русалки – это женщины, умершие неестественной смертью. От русалок больше вреда, чем пользы. Порой они называли на поля проливные дожди, а то и бури, которые портили посевы людей. Русалкам по душе молодые, красивые парни. Русалки заманивают своей красотой и очаровательным пением. Когда парень теряет голову, он идёт за неземной красавицей и тогда ему никогда не вернуться домой.

  1. Сообщения детей.

Есть ещё специальные названия русалок.

— это злые духи. Мавки имеют спереди тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности. Считалось, что мавками становятся мертворождённые дети, умершие некрещёные младенцы, либо те, что умерли на Русальной неделе. Реже встречаются поверья, что в мавок превращаются дети, проклятые родителями или похищенные нечистой силой

— это прекрасные девушки, выходящие из воды и расчесывающие волосы. Своим пением они заманивают путников вглубь и могут погубить своего возлюбленного.

Ундина —- существо средневековой европейской мифологии.

Само слово "ундина" — латинского происхождения - от unda - волна.

Ундина от русалки отличается тем, что у ундины нет хвоста — полностью тело женщины, но при этом она годами живет и дышит в воде, не разлагаясь и не покрываясь тиной.

Проживают ундины в реках, озерах, ручьях.

— это очаровательные девушки. У них есть крылья и волшебное платье. Кто отберёт у них волшебное платье, тому они подчиняются. К людям, особенно к мужчинам, они относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Если разгневать вил, они могут жестоко наказать, даже убить одним взглядом. Они могут лечить, предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны.

— А Русалочка в сказке Андерсена?

  1. Сравнительный анализ мифологической русалочки и Русалочки Андерсена

— Мы составим сравнительную таблицу мифологической русалочки и русалочки из сказки Г.Х.Андерсена.

 

Черты

Русалка в мифологии

Русалочка Андерсена

  1. Происхождение русалок.

 

  1. Местонахождение русалок.

 

 

  1. Внешний вид русалок.

 

  1. Занятия русалок.

 

 

 

 

  1. Отношение к человеку.

Женщина, умершая неестественной смертью.

 

Можно встретить в поле, в лесу, в воде. Нет определённого местожительства.

 

Роскошные длинные волосы, рыбий хвост либо ноги.

 

Заманивают людей в свои ловушки, крадут еду, бельё, наносят вред полям, могут защекотать людей до смерти.

 

Запугивает, губит.

Дочь морского царя, имеет свою семью.

 

Живёт в подводном царстве вместе с семьёй, затем в мире людей.

 

Роскошные длинные волосы, рыбий хвост.

 

Ухаживает за своим садиком, играет, слушает рассказы о людях, спасает человека.

 

 

Спасает жизнь, любит, жертвует ради любимого своей жизнью.

 

 

— Какой вывод можно сделать?     (высказывания детей)

Мифологическая русалка любит причинять вред, Русалочка Андерсена наоборот жертвует во имя любви, не думая о мести. Для Русалочки любовь – это самопожертвование.

Существует мнение, что у русалок нет души, но чтобы её обрести им нужно оставить море. Но они не могут расстаться с морем, а потому вынуждены страдать. В сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» судьба русалки тоже трагична: она пытается найтидушу в любви со смертным, но превращается в морскую пену.

  1. Любовь принца.

— Как вы думаете, какой в любви принц? Что вы можете сказать о нём?

— Как относится принц к Русалочке?

  1. Работа в группах:

— Какие черты характера присущи принцу, а какие Русалочке.Выберите их.

  1. Любовь с позиции Г.Х.Андерсена.

Читая сказки, мы привыкли к тому, что они имеют счастливые концы («и был пир на весь мир», «они жили долго и счастливо»). Но мы обратили внимание, что в большинстве сказок Андерсена концовки неблагополучные. Это «Стойкий оловянный солдатик», «Ромашка». Чтобы разобраться в этом, мы вспомним биографию Г.Х.Андерсена.

1 ученик: На севере Европы есть маленькая скандинавская страна – Дания, а в Дании –городок Оденс, именно в нём 2 апреля 1805 года родился знаменитый писатель-сказочник Ганс Христиан Андерсен.

2 ребёнок: Семья была очень бедной. Отец – башмачник, а мать – прачка, стиравшая бельё богатым горожанам. В городе Оденсе есть сад Г.Х.Андерсена или его ещё называют «Сад сказки», а в нём есть памятник писателю. Есть в городе дом-музей Андерсена.

3 ребёнок: Мы узнали. Что жены и детей у Андерсена не было. Он всю жизнь безответно любил певицу Йенни Линд, которая любила его сказки и истории, но не любила его самого. Наверное, эти чувства и отразил Андерсена во многих своих сказках.

Вывод: Любовь в сказках Андерсена – это жертва во имя счастья любимого человека; это награда за страдания; любовь всегда  совершает добро. Она не может быть злой.

  1. «Свои варианты концовки сказки».

Русалочка в сказке Андерсена жертвует многим ради любви к принцу. Она оставляет свою семью, дом в подводном царстве, жертвует прекрасным голосом, своим счастьем, терпит невыносимую боль, даже своей собственной жизнью.

Русалочка так долго шла к своему счастью и так много для этого сделала, и очень хочется чтобы она вышла замуж за принца, и они жили долго и счастливо.

— Вам было задание: придумать свой конец сказки.

Чтение концовок сказки детьми.

  1. Рефлексия.

— Почему же Андерсен не написал всеми ожидаемого хорошего конца?

(Андерсен показывает в своей сказке реальную жизнь. Мир, в котором для человека – счастье уже просто находиться рядом с любимым человеком, видеть, что он счастлив. В жизни далеко не всегда любовь заканчивается браком, а очень часто любовь трагична).

— Так что же такое любовь? В чём её сила?

          Ответы детей.

  1. Итог урока.

В заключении мне бы хотелось вам пожелать, чтобы это прекрасное чувство было всегда рядом с нами. И тогда в каждой семье будет мир и благополучие, в нашем классе не будет ссор,потому что каждый станет добрее друг к другу, более терпим, будет стараться понять другого человека, его точку зрения. У вас появятся настоящие и верные друзья без которых так трудно прожить в этом мире.

Источник: httpss://dobroslet.ru/zakazat-rabotu-onlayn-kalkulyator

Категория: