Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Логические упражнения на уроках русского языка в 5 классе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Плескацевич Ю.А.
Областная специализированная школа-лицей
для одаренных детей ЛОРД
Плескацевич Ю.А.


Период обучения в 5 классе можно назвать решающим, это очень сложное для детей и ответственное для учителя время. При переходе из 4 в 5 класс учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения. Дети приходят из начальной школы с ее атмосферой семьи и попадают в совершенно новые для них условия. Из детей они становятся учениками. С одной стороны, они ощущают страх перед новыми требованиями, страх оказаться несостоятельными в глазах новых учителей. С другой — их переполняет желание проявить себя, добиться уважения учителей, завоевать авторитет среди одноклассников.

Однако явления дезадаптации пятиклассников могут быть снивелированы как путем создания комфортной эмоциональной среды в школьном коллективе, так и средствами учебного предмета. Учитель имеет возможность создать на уроке атмосферу успешности, атмосферу, благоприятную для раскрытия потенциала каждого ученика, одновременно стимулируя развитие его интеллектуальных, творческих и иных способностей.

Возможность эту обеспечивают в первую очередь психологические особенности самих учеников. Как отмечают психологи, во время обучения в 5 классе дети удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества. Демонстрируя ученикам, что русский язык — это предмет, на котором можно не только читать, писать и учить, но и решать нестандартные задачи, играть в интересные игры, разгадывать головоломки, учитель помогает им сохранить желание учиться-то, что обычно ученики теряют так быстро.

Особенность обучения в 5 классе заключается еще и в том, что именно в этом возрасте происходит переход от конкретно-образного мышления к абстрактно-логическому. Хотя мышление детей 10 — 12 лет, очевидно, не достигает тех уровней абстрагирования и системности, которые можно наблюдать у учеников старших классов, оно существенно отличается от мышления учеников начальной школы. Этот период очень благоприятен для развития навыков основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д. Логические упражнения на уроках русского языка в 5 классе являются одним из способов стимулирования познавательного интереса и в то же время предоставляют богатые возможности для развития интеллектуальных способностей пятиклассников.

Логические упражнения, которые могут быть использованы на уроках русского языка, достаточно разнообразны. Одним из наиболее распространенных, в том числе на других уроках, является задание «Найди лишнее». Подобные упражнения позволяют, в частности, без особых временных затрат повторить различные правила орфографии. Например, задание найти лишнее в списке «Пейзаж, калач, туч, плащ» (при изучении темы «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих»). В то же время, если в этот же список добавить краткое прилагательное («Пейзаж, калач, горяч, плащ»), это задание создаст проблемную ситуацию, подводящую к теме «Ь на конце кратких прилагательных после шипящих».

Подобные упражнения могут содержать своего рода «ловушки». Так, поиск лишнего в списке «Растительный, распустить, росли, растет» при недостаточном внимании приведет к слову «росли», однако более тщательный анализ показывает, что лишним является слово «распустить», которое одно имеет приставку и не является однокоренным по отношению к остальным.

Вариантом упражнения «Найди лишнее» является задание «Найди ошибку». Такое упражнение достаточно стандартно, однако вызывает гораздо больший интерес, если также скрывает «подводные камни». Как, например, задание найти лишнее из словосочетаний «Подарок Коле» и «Подарок Коли». Внимательный ученик заметит, что, в зависимости от контекста, возможны оба окончания существительных.

Обратным и подчас более сложным для учащихся видом работы является задание «Найди общее». Например, среди слов «Направление, разливать, дрожать, спешить, пахучий» (при изучении темы «Проверяемые гласные в корне слова»).

Следует помнить, что при использовании упражнений типа «Найди лишнее» или «Найди общее» у пятиклассников могут появляться различные версии ответа, которые не всегда совпадают с предполагаемой учителем. Обсуждение этих версий позволяет продемонстрировать важность умения рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Типичным для уроков русского языка можно также назвать задание «Собери предложение». Например: «Возьмите прилагательное из предложения „У девочки были пушистые волосы“ и согласуйте его с дополнением из предложения „Инеем покрылись кусты“. Добавьте подлежащее из предложения „Февраль — вершина зимы“. Добавьте обстоятельство из предложения „Осень щедро одаривает леса красотой“. Добавьте глагол из предложения „Леса украшают землю“ и употребите его в форме 3-го лица единственного числа настоящего времени. Добавьте существительное во мн. числе из предложения „За деревьями спрятался маленький домик“, поставив его в винительном падеже».

Вариантом подобного упражнения является задание «Собери слово». Как, например, конструирование нового слова из морфем: «Возьмите приставку из слова „подбежал“, добавьте корень слова „снежинка“, суффикс слова „лесник“ и окончание слова „ученики“».

Такие задания при использовании интерактивной доски отнимают минимум времени и при этом, помимо проверки собственно лингвистических навыков, помогают развивать навыки логических операций.

Необычным способом стимулировать исследовательские способности являются также различные «шифры». Например: «Уберите непарные согласные, и вы прочтете тему нашего урока — Р З М Й В Ц У Х К Щ Н И». Пятиклассникам можно также предложить самим попробовать составить «зашифрованную» запись. Подобного рода «игры» отнимают минимум времени и при этом, даже основанные исключительно на знании правил, вызывают живой интерес у детей.

Не менее интересными для учащихся являются задания, «смешивающие» русский язык с другими дисциплинами. Так, можно выделить своего рода «математические» упражнения. К ним относятся, например, пропорции, от достаточно простых: «угол/уголь = дал/?" до более сложных, скрывающих в себе «подводные камни»: «мечтать/мечтаю = смеяться/?, сделать/?». Пропорции позволяют также организовать повторение некоторых тем, вызывающих затруднения у пятиклассников. Например, задание по фонетике: «ВБ/ФП = З`Ж/?" является хорошим средством отработки умения работать с парными согласными.

Подобные задания формируют умение анализировать имеющийся материал и использовать выведенную самостоятельно или совместно с учителем закономерность при работе с неизвестной частью пропорции.

Другим вариантом «математических» упражнений являются лингвистические уравнения. Например: «x + = ?». Это задание, помимо прочего, способствует формированию целостного представления об изучаемом предмете, поскольку обращается сразу к двум темам: «Словосочетание» и «Второстепенные члены предложения».

Логические упражнения, применяемые на уроках русского языка, очень разнообразны. Они могут быть использованы для создания проблемной ситуации, могут служить своеобразной разминкой, давая учащимся возможность отдохнуть от традиционных методов работы, в сильных классах их можно использовать даже как нестандартный метод контроля, позволяющий проверить не только знание, но и понимание учебного материала. Подобные задания являются не только способом стимулирования интереса к обучению. Они дают возможность развивать интеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно мыслить и обоснованно защищать свою точку зрения. Данный вид упражнений помогает создать условия для самореализации ученика, раскрытия его личности, что является основной целью современной школы.

Использованная литература

  1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение. Вопросы теории и практики//library20.info.
  2. Битянова М. Р., Лазарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совершенство, 1998.
  3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2007.
  4. Трошин В. В. Слова и числа: Занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях — Волгоград: Учитель, 2007

Журнал «Современный урок» №  5, Серия 4

Категория: