Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Литературно-исторический конкурс, посвященный 50-летию полета первого космонавта Ю. А. Гагарина

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

C наступлением 2011 года стартовал Год космонавтики, посвященный 50-летию полёта первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина. Исследование космоса требует объединенных международных усилий и открывает новые горизонты перед молодым поколением, подчеркивая актуальность сохранения и продвижения межкультурного диалога и взаимопонимания. Сегодня более 130 стран мира участвуют в международных космических исследованиях. В рамках года космонавтики Казахстанская ассоциация учителей русских школ проводит в марте — апреле 2011 года литературно-исторический конкурс — викторину творческих работ, посвященный 50-летию полета первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина.

Литературно-исторический конкурс, посвященный 50-летию полета первого космонавта Ю. А. Гагарина / Фото с сайта sar.rodgor.ru

Организаторы конкурса: Казахстанская ассоциация учителей русских школ, Казахский национальный педагогический университет им. Абая

Конкурс проводится при содействии: Посольства Российской Федерации в Казахстане, Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) в Казахстане.

Научно-методическое обеспечение: Казахский национальный педагогический университет им. Абая (кафедра лингвистики и литературоведения).

Участники конкурса: школьная молодежь (14–17 лет) школ с русским языком обучения Казахстана, интересующаяся историей развития космонавтики, русской литературой, историей и культурой.

Задачи конкурса:

  • стимулирование и поддержка интереса школьников к изучению русского языка, русской литературы и культуры, объединение детей разных национальностей посредством диалога на русском языке;
  • актуализация знаний молодежи об истории и развитии космонавтики;
  • развитие коммуникативных навыков современной молодежи, воспитание толерантности и культуры общения.

Требования, предъявляемые к конкурсным проектам:

  • Язык конкурса — русский.
  • Оформление конкурсных работ должно быть выполнено в текстовом редакторе Word, шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал — 1,5. Участники конкурса обязательно должны заполнить анкету (см. Приложение 1).
  • Конкурсные работы должны быть представлены до 20 апреля 2011 г. по электронной почте kosmkonkuskaz@mail.ru

При рассмотрении работ будут учитываться:

  • знание фактического материала по раскрываемой теме;
  • самостоятельность мышления и творческий подход автора;
  • грамотность (наличие синтаксических или грамматических ошибок повлияет на общий результат оценок конкурсным жюри).

Условия проведения конкурса:

Для оценки представленных на конкурс работ Казахстанская ассоциация учителей русских школ совместно с кафедрой лингвистики и литературоведения Казахского национального педагогического университета им. Абая формирует состав компетентного жюри. Для направления конкурсных работ в адрес организаторов необходимо заполнить анкету с указанием всей необходимой информации. (Приложение 1). по электронной почте kosmkonkuskaz@mail.ru

Этапы проведения конкурса:

  • 15 марта 2011 г. — объявление конкурса, рассылка информации в учреждения образования и органы управления образованием.
  • До 20 апреля — прием конкурсных работ.
  • До 15 мая — оценка творческих работ жюри, формирование списка победителей (5–6 человек) для участия в подведении итогов конкурса.

Формы поощрения участников конкурса:

Финалисты конкурса награждаются соответствующими дипломами, а авторы лучших работ — награждаются участием в учебно-образовательных поездках в г. Санкт-Петербург и «Золотое кольцо России».

Первый раздел конкурса — литературный.

В русской литературе много произведений, которые так или иначе связаны с космической темой. Предлагаемые в нашем конкурсе вопросы потребуют от участников обратиться к первоисточникам.

1. В «Слове о полку Игореве» говорится о затмении солнца. Когда оно произошло в действительности? Какую роль затмение играет в сюжете «Слова…»?

2. Следы какого языческого культа можно обнаружить в «Слове о полку Игореве»? Приведите примеры.

3. Как М. В. Ломоносов поэтически выразил мысль о бесконечности вселенной?

4. Какому великому астроному посвятил поэтические строки М. В. Ломоносов? Приведите несколько цитат.

5. Как остроумно решает спор двух великих астрономов повар в басне М. В. Ломоносова? Назовите имена астрономов и приведите цитаты.

6. Кому из русских поэтов принадлежат эти картины лунной ночи?

    На темно-голубом эфире

    Златая плавала луна

    В серебряной своей порфире…
      Как хорошо ты, о море ночное, —
      Здесь лучезарно, там сизо-темно
      В лунном сиянии, словно живое,
      Ходит, и дышит, блещет оно.

Приведите еще примеры из русской поэзии, где описывается лунная ночь.

7. Ранние стихи Ф. И. Тютчева печатались в альманахе «Урания». Кто такая Урания? Приведите строки Ф. И. Тютчева посвященные Урании.

8. Кому из русских поэтов принадлежат строки?

    На воздушном океане,
    Без руля и без ветрил,
    Тихо плавают в тумане
    Хоры стройные светил…

9. Какой русский поэт «серебряного века» написал стихотворение «Халдейский пастух»? Кто такой халдейский пастух, основателями чего считаются халдеи? Приведите строки из этого стихотворения, в котором об этом говорит поэт.

10. Какой известной мифической истории о сыне бога Солнца посвящены стихотворения поэтов «серебряного века»? Расскажите вкратце этот миф, назовите стихотворения и авторов.

11. Какой поэт «серебряного века» написал поэму «Космос»? Как он сам определял тему поэмы? Приведите цитату. Кто из европейских философов частично повлиял своим произведением «Закат Европы» на автора? Имена, каких трех знаменитых ученых физиков и астрономов упоминаются в поэме? Приведите цитаты.

12. Назовите авторов музыки, стихов и год создания знаменитых песен XX в., посвященных полетам в космос: «И на Марсе будут яблони цвести», «Я Земля», «Я верю, друзья», «Притяженье земли».

13. Как называется цикл песен о первом космонавте? Назовите каждую песню, автора стихотворных текстов, автора музыки и год создания.

14. Какая песня решением «Росавиакосмоса» в 2010 году стала первым гимном российской космонавтики? Назовите авторов музыки и стихов.

15. В каких произведениях русских писателей второй половины XX века находит отражение космическая тема? Перечислите авторов и назовите произведения.

Второй раздел конкурса — историко-литературный

Первое имя, которое открывает галерею космических героев, Константин Эдуардович Циолковский, скромный учитель из маленького городка Калуга. Циолковский известен во всем мире как исследователь в области космонавтики и реактивного движения. Несколько вопросов в нашей викторине связаны с жизнью и деятельностью этого великого ученого.

  1. К. Э. Циолковский больше известен как ученый, гораздо меньше известна его «космическая философия» и его фантастические произведения. Назовите фантастические повести Циолковского. Какими в своих произведениях описывал Циолковский новых людей?
  2. Что было центральным понятием космической философии К. Э. Циолковского, а что основной идеей этой философии?
  3. В одной из своих фантастических повестей, опубликованной в 1918 году, К. Э. Циолковский описал борьбу с перегрузками при ускорении космического корабля. Как предлагал К. Э. Циолковский решить эту проблему? В какой стране и в каком году впервые была реализована эта идея?
  4. Как К. Э. Циолковский предложил ориентировать в пространстве космический корабль? Много лет спустя так был ориентирован корабль Ю. А. Гагарина.
  5. Какую идею К. Э. Циолковского использовал Вернер фон Браун в ракете ФАУ-2?
  6. Еще в начале XX века К. Э. Циолковский написал свою знаменитую работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В каком году впервые частично была опубликована эта работа? Как охарактеризовал эту работу один из пионеров советской космонавтики профессор М. К. Тихонравов?
  7. Как отмечены заслуги великого русского ученого К. Э. Циолковского на культурной карте России? Когда и кем была учреждена медаль К. Э. Циолковского, как она называется и за что присуждается?
  8. В чем заключается парадокс Ферми?

Если К. Э. Циолковский является отцом теоретической космонавтики, то С. П. Королев — великий советский конструктор — отец космонавтики практической. Он начал заниматься ракетной техникой еще в 30-е годы XX века и стал ведущим ученым в этой области. С его именем связаны все выдающиеся достижения первых космических полетов. По данным всероссийского центра исследования общественного мнения, Королев — самый известный российский ученый XX века.

  1. В чем главная заслуга С. П. Королева в ракетостроении?
  2. Что было девизом жизни С. П. Королева?
  3. Какая важная способность была у С. П. Королева?
  4. Первый искусственный спутник земли был запущен 4 октября 1957 г. Почему американский журнал «Форчун» назвал запуск первого спутника техническим Пирл-Харбором?
  5. Когда началась эра межпланетных полетов? Как назывался первый межпланетный спутник?
  6. Какая межпланетная станция образовала на поверхности другой планеты первый искусственный кратер в районе Моря Ясности? Когда это произошло? Как называются два естественных кратера, расположенные рядом с искусственным?
  7. Как известно, первый космонавт Ю. А. Гагарин родился 9 марта 1934 года, а 10 марта 1934 года в газете «Правда» (в газетах обычно отражаются события предыдущего дня) было опубликовано интервью с легендарным летчиком. Назовите этого летчика. Чем прославился этот летчик и какую роль он сыграл в жизни Ю. А. Гагарина?
  8. В каком году Ю.Гагарин подал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты? Назовите имя главного маршала авиации СССР, который лично отбирал первую группу летчиков, кандидатов в космонавты. Сколько летчиков входило в эту группу? Назовите фамилии этих летчиков? Кто из них стал космонавтом, назовите даты их полетов?
  9. Кто руководил коллективом по созданию парашютной системы космического корабля «Восток»? В каком году он разработал свой первый парашют?
  10. Как известно, космический корабль «Восток» перед полетом Ю.Гагарина прошел серию испытаний. Сколько биологических пусков прошло перед полетом человека?
  11. Когда в космос полетел первый американский астронавт, назовите его? Как называлась первая американская пилотируемая программа? Сколько астронавтов побывало в одноместных кораблях по этой программе в космосе? В честь кого называлась эта программа?
  12. Когда началось международное сотрудничество в космосе? Приведите примеры международного сотрудничества в космосе.
  13. Сколько женщин, полетевших в космос, вы знаете? Какие страны они представляют? Выходили ли женщины в открытый космос? Назовите имя той, которая сделала это неоднократно.
  14. В каком вузе Российской Федерации проводятся «королевские чтения»? Как этот вуз связан с. П.Королевым? Какому великому русскому ученому «главному теоретику космонавтики» посвящены чтения в этом году? Расскажите немного об этом ученом.
  15. Как будет развиваться на ваш взгляд освоение космического пространства? Что вы знаете о долгосрочных космических программах?
  16. Считаете ли вы космические полеты важным занятием? Могут ли программы космических исследований приносить прибыль? Назовите основные области космического бизнеса.

Работы принимаются по электронной почте: kosmkonkuskaz@mail.ru.
(Присланные на конкурс работы не рецензируются, обратно не возвращаются и являются собственностью Оргкомитета конкурса).

Источник: СК ИПК ППК

Категория: