Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Литературная гостиная: «Поэт планетарного взлёта»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Майзнер Валентина Ильинична учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории высшего уровня, Яницкая Валентина Ионатовна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории высшего уровня КГУ «Дашко-Николаевская основная школа», село Дашка-Николаевка Тайыншинский район СКО

Майзнер В.И. Яницкая В.И.

По творчеству Магжана Жумабаева

Цель: Пробуждение интереса учащихся к личности, творчеству и судьбе репрессированного казахского поэта Магжана Жумабаева.

Задачи:

  1. Осмыслить жизненную позицию поэта в период сталинских репрессий.
  2. Показать роль поэта в духовной жизни современников и культурном наследии.
  3. Формировать нетерпимость к проявлениям жесткости, насилия, несправедливости.
  4. Формировать способность передавать из поколения в поколение нравственные ценности своего народа.

Оборудование: Портрет поэта Магжана Жумабаева; выставка его произведений; журнальные и газетные материалы; рисунки и сочинения учащихся; высказывания о поэте.

Эпиграф:
Я от солнца рождён,
Я пылаю как Он,
Предан солнцу душой.
Узких глаз моих взор
Искрометен и скор,
Я любуюсь собой.
На Земле, одинок,
Лишь огонь только Бог.

Покаяние нужно живым, а не мёртвым

Годы и память. Эти два понятия всегда стоят рядом и неотделимы друг от друга: чем дальше годы, тем острее память. Белизною седин, россыпью мелких морщин отмечено прожитое. Время, оно словно мельчайшее сито, отсеивает всё второстепенное и оставляет в памяти человеческой только самое важное, незабываемое. Но память хранит не только светлое, но и тёмное. Таковыми являются и репрессии в период сталинщины.

Трагична и печальна судьба людей, арестованных по чьему-либо грязному доносу. Обвинялись прежде всего люди мыслящие и честные, способные принимать самостоятельные решения.

Жертвы политических репрессий были осуждены по зловещей 58-й статье «Антисоветская агитация». Статья имела несколько частей, при осуждении по которым обвинение могло требовать от 6 месяцев заключения до высшей меры наказания. Люди, попавшие под эту статью, становились «врагами народа» и в течение месяца многие из них приговаривались к расстрелу, другие отсылались в лагпункты. Такие лагеря были в Воркуте, в Норильске, в Джезказгане: Жён «врагов народа» ссылали в Карагандинскую область, Ленинский район, село Долинку и Акмолинский лагерь, а детей распределяли по детским домам.

Цель почти не скрывалась: каторжан предстояло умертвить. Но сначала они должны были перед смертью поработать. Никто не оплачивал их труд, они не имели права получать ни писем, ни посылки. Члены семей пострадавших считались лицами «социально опасными и способными к антисоветским действиям» и терпели физическое и моральное унижение.

Среди репрессированных граждан чаще всего были ответственные работники областного и районного масштаба, руководители отдельных хозяйств, музыканты, учителя, представители духовенства, поэты — люди разных национальностей.

Судьба одного репрессированного поэта тому подтверждение. Это казахский поэт Магжан Жумабаев.

Магжан Жумабаев прожил всего 45 лет. Он стал жертвой сталинских репрессий. В 1938 году был расстрелян. Реабилитирован поэт окончательно лишь в декабре 1988 года, хотя ещё в 1960 году военный трибунал полностью признал его невинность и посмертно реабилитирован.

В чём же Магжана обвинили?

Во-первых, принадлежность отца к власти российского царского режима, трагически отозвалась в судьбе Магжана, в чёрные годы сталинского режима. Во-вторых, гонение на партию «Алаш», в которой Магжан некоторое время пребывал, подкрашивает его чистый облик тёмными красками, его обвиняют в национализме.

Современники Магжана считали его одним из самых образованных людей, и это не пустые слова, так как он не позволял «своей душе лениться». Жизнь великого Магжана трагична, ибо он в самом деле поэт планетарного масштаба.

1-й ведущий: Магжан Жумабаев — выдающийся казахский писатель, поэт, публицист. Его творчество прошло испытание временем. И через семь десятилетий после того, как поэт был репрессирован, стихи, поэмы, прозаические произведения Магжана звучат свежо, актуально.

Родился Магжан за многие десятки вёрст от центра волости, Петропавловска, в зажиточной семье. Его отец Бекен был бием, волостным управителем. Магжан — один из девяти детей.

Чтец:

Детские годы.
Возраст детства — царский трон,
Посмотри — прекрасен он.
Оцени, попробуй, если сможешь.
Но проходят годы, знай,
Праздно время не теряя,
Рассчитать умей и подытожить.

Прогони от сердца лень,
Загляни в грядущий день.
Сторонись того, в чьём сердце холод,
И поверь, не твой приют —
Дом, где знания не чтут.
Познавать спеши, пока ты молод.

Миг у вечности в узде,
Ощущай его везде,
Не вернёшь растраченного всуе.
Молодость бесценный дар,
Успевай, пока не стар.
Лишь бездумный праздно дни тасует.

От незнанья отрешись,
Полузнанья берегись.
Трудно — пояс затяни потуже.
Обучайся ремеслу,
Неуч — он сродни ослу.
Рассуди, кому он в жизни нужен?
Мертвецу подобен он —
Корм для псов и для ворон,
Только с виду жив, здоров и весел.
Но смеются все над ним!
Дорогой, не будь таким.
Неучу — хозяин даже ветер.
Тот, кто в знаньях искушен,
Тот почётом окружён,
Мастер не сидит на всём готовом.
По земле идёт вождём,
Спорит с ветром и дождём,
Золотым притягивает словом.
Что ни сделает подчас —
Веселит, ласкает глаз,
Всё полезно людям, всё потребно.
Где ни проведёт рукой, Там добро к добру — рекой.
Скажет слово — и оно целебно.

2-й ведущий: Отец его занимал пост волостного управителя и, понятно, что юноша располагал возможностью получить хорошее по тем временам образование. В начале домашняя школа, затем медресе, а осенью 1910 года М.Жумабаев поступил в Уфе в знаменитое в ту пору «Медресе — Галлия», высшее духовное учебное заведение. Здесь он учился полтора года. За это время изучил арабский, персидский, турецкий языки.

Поэтический дар Жумабаева раскрылся в юношеские годы. Первый сборник стихов под названием «Шолпан» был издан в Казани в 1912 году, когда Магжану шёл девятнадцатый год. Исследователи считают, что появление этой книги принесло Жумабаеву широкое признание. Жумабаев был одним из тех, чьё творчество вобрало в себя восточную и европейскую культурные традиции.

Чтец:
Ты видишь простор
бесконечный, степной
Как шалью покрытой
зелёной травой.
Здесь горы до неба,
медовые реки.
Я сын твой, отчизна,
рождённый тобой.

3-й ведущий: В 1913 году Магжан приехал в Омск для поступления в учительскую семинарию, которую закончил с золотой медалью в 1917 году.

Магжан как поэт стал уже известным с юных лет не только одному народу, но и всем народам Средней Азии и Поволжья. Жумабаев внёс также огромный вклад в углубление и новое качественное пополнение духовной связи русского и казахского народов.

1-й ведущий: Будучи по специальности преподавателем языка и русской литературы, он, как педагог классической школы, играл огромную роль в глубоком освоении творчества великих русских писателей, как в русских, так и в казахских учебных заведениях. Но как поэт, прежде обогащённый знанием Востока, после окончания средних и высших русских учебных заведений Магжан делает крутой поворот в сторону бурно развивающейся русской литературы. Он был тесно связан с крупнейшими её преподавателями: Максимом Горьким, Анатолием Луначарским, Сергеем Есениным. Одним из русских профессоров Среднеазиатского университета в своём рекомендательном письме В. Я. Брюсову называет Жумабаева выдающимся поэтом.

4-й ведущий: Магжан был высокообразованным поэтом, человеком с энциклопедическими знаниями. В совершенстве владел многими языками: русским, арабским, персидским, турецким, а также всеми диалектами тюркских языков, в том числе древнетюркским.

Когда Жумабаев жил и работал, он много занимался художественным переводом. В столице им были переведены на казахский язык и изданы «Песня о Буревестнике» М.Горького, «Белый конь» Мамина-Сибиряка, многие рассказы Всеволода Иванова, написанные о жизни казахов.

2-й ведущий: Неповторимая любовная лирика поэта — одна из главных тем его творчества. Он писал о бессмертии любви, которая украшает, облагораживает и нравственно совершенствует человека, делает его счастливым. С присущей откровенностью и открытостью воспевает любовь к конкретной женщине: первой жене Зейнеп, второй — Залихе, сохранившей потомков бесценное наследие поэта.

Чтец: В стихотворении «Свет красив» поэт воспевает предмет своей любви:

«В мире много неподдельно
ярких черт,
Но твоей лишь красотой
свет мой, жив».

5-й ведущий: Завораживает цикл стихов о природе, где человек мыслится как часть её. Поэтический цикл «Времена года» во многом перекликается с творчеством А. Фета, в чём признаётся поэт:

«Минуты свободной нет,
Прикован к столу поэт
И счастлив, когда ему
Хоть строчку подкинет Фет».

Весной

«День настал! Тебе ж всё спится,
Озорница…баловница!
Пробудись, ягнёнок мой,
Сон стряхни, лицо умой!»
Так заря будила Землю,
А Земля лежала, дремля
В блеске утренних лучей.
Вот тихонько шевельнулась,
Потянулась и проснулась,
Только медлит встать, шутя —
Непослушное дитя!
И щеки её касаясь,

Мать склонилась, улыбаясь,
И целует горячей.
И, откинув одеяло,
Степь под солнцем засияла,
И бежит вода звеня,
И смеётся в свете дня,
Рассказать о чём-то хочет —
Как ребёнок, всё лопочет,
Разливается ручей.
Свежею водой умылась,
Празднично принарядилась,
И красуется Земля,
Радуясь и веселя
Разнотравьем и цветами,
Многоцветными шелками,
Многозвучием речей.

4-й ведущий: 1920–1930 годы были сложными в истории культуры. Поэт Магжан Жумабаев был оболган из зависти к его могучему таланту.

Чтец:

Страна казахов, о, не обманись,
Я не в ответе за лихие дни.
Пусть суд твой будет праведным,
Раз судишь,
Я не виновен, сердце ты вини!

2-й ведущий: В 1927 году Магжан возвращается в Петропавловск и работает преподавателем в Казахском педагогическом техникуме. В 1929 году М.Жумабаев был арестован по ложному обвинению в национализме и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. По приговору суда он был осужден на 10 лет лишения свободы, срок отбывал в Карелии. В 1953 году, находясь в лагере, Магжан написал письмо Максиму Горькому, который помог ему досрочно освободиться из заключения. Вернувшись, домой в Петропавловск, он стал работать преподавателем русского языка и русской литературы в неполной средней школе № 7 имени Пушкина.

18 марта 1937 года Магжан Жумабаев по приглашению Сакена Сейфулина приехал в Алма-Ату. Это поездка поэта окончилось трагично. Однако 1937 год был трагичным не только для Магжана, но и для многих. Великого сына казахского народа Жумабаева снова арестовали 30 декабря 1937 года.

3-й ведущий: В период застоя, который был естественным продолжением эпохи культа личности, некоторые «образованные» кзахи — ретрограды снова набросились на Магжана, вместо того, чтобы зачислить его в когорту основателей казахской советской культуры, таких, как С. Сейфулин, Б. Майлин, И. Джансугуров, которые тоже стали жертвами репрессий 30-годов. Однако Магжан был и остаётся величайшим мастером казахского поэтического слова, чрезвычайная популярность которого среди его трагической судьбы.

6-й ведущий: Титаническая работоспособность писателя учёного вызывала ненависть у тех карьеристов в литературе и в науке, которые были неспособны создать ничего оригинального ни в просвещении, ни в литературе.

И всё же справедливость наконец-то восторжествовала. Многогранное творческое наследие Магжана Жумабаева, погибшего в расцвете сил и таланта в период культа личности, ныне возвращается не только к казахскому народу, который, кстати, никогда не забывал о своём великом сыне, но и ко всем нам — «детям разных народов».

Чтец:

Всему миру

Всему миру известна
отвага моя,
Я не тот, кто боится воды
и огня.
Окрылённый стихами,
Я — сын поднебесья,
Мне вздохнуть от врага
Нет ни ночи, ни дня.
(Перевод Б. Канапьянова)

1-й ведущий: Светлый ум, мужественность, сильная и страстная натура… Магжан Жумабаев был, безусловно, уникальным человеком.

Его поэзия даёт нам яркий образ самого Магжана — личности талантливой и многострадальной, личности, побеждённой последовавшими обстоятельствами времени, закончившимся так горестно и печально.

На родине поэта в Северо — Казахстанской области район носит имя Магжана Жумабаева. В Петропавловске, на одной из центральных площадей, установлен памятник поэту, просветителю и журналисту. Его именем назван педагогический колледж.

Стихи Магжана любимы в Казахстане, его книги доступны широкой общественности. Это самое истинное и высокое признание.

2-й ведущий:

Истосковался

Мой мощный народ, как
лес непроходимый,
Вам, алашевцы, смелости
не занимать.
Терпи, ведь сами падут
Судьбой неумолимой
Глупцы, любящие о своих
силах перебирать.

(Перевод К. Салыкова)

Чтец: Амантай Ахметов посвятил великому поэту стихотворение «Постаменты»:

Свергают богов с пьедесталов
Крутые изломы веков…
Мы видели в жизни не мало
Властителей в роли богов.;
Отливши себя на столетья
В грошовую бронзу  медь,
По–своему кроят бессмертье
И сеют по–своему смерть.
И кто поступить бы иначе
Из этих властителей смог!
Подумаешь, кто–то заплачет
Над томом расстрелянных строк.
Зато остальные покорны,
В единую дудку дудят,
Овеяны славой придворной,

С господской подачки едят.
Но вот наступают моменты,
Когда сокрушаются враз
Воздвигнутые постаменты,
Теряя над душами власть.
И вновь воскресает из мрака
Поэта высокая речь…
Ведь слово высокое плаха
Не в силах в забвенье обречь.
И тянуться люди, как к свету,  
К ожившему чуду в стихах,
Незрим постамент у поэта,
Но жить его слову в веках!

Мы узнали немало: познакомились с творчеством Магжана Жумабаева, познакомились с ярким, самобытным, колоритным миром мыслей и чувств казахского поэта. Наш земляк, который создавал свои произведения, с любовью писал о своём народе, о родном крае, о чистом небе, о красоте человеческих чувств. Обо всём самом прекрасном на земле.

Прожил он не долгую жизнь, очень тяжёлую жизнь. Считаться «Врагом народа» было очень тяжело, но он оставил после себя большой литературный след. Это и стихи, и рассказы, переводы русских, восточных и европейских авторов.

Современники Магжана считали его одним из самых образованных людей, и это не пустые слова, так как он не позволял своей душе лениться. Жизнь великого Магжана трагично, ибо он в самом деле поэт планетарного масштаба.

Список литературы:

  1. Ж.Сулейменов «Магжан Жумабаев». Петропавловск, 2006 г.
  2. С.Мансурова «Магжан». Избранное — М. «Русский раритет», 2005 г.
  3. С.Мансурова «Магжан Жумабаев». Избранное. — М.: «Русский раритет», 2006 г.
  4. Литературно-художественный журнал. — № 3, 2007 г.
Категория: