Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Литературная гостиная: «Мир Гоголя»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Курило Татьяна Станиславовна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, КГУ «Привольная средняя школа» село Привольное, район имени Габита Мусрепова СКО

Курило Т.С.

Цель: Выявление полифоничности и многокрасочности мира Н. В. Гоголя, гражданского кредо писателя.

Задачи:

  1. Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся.
  2. Развивать творческие способности, познавательный интерес.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, стремление к красоте.

Оборудование:

Литературная гостиная: «Мир Гоголя»

Класс оформлен под литературный салон XIX века времён Н. В. Гоголя. Портрет писателя, высказывания о Н. В. Гоголе: «Произведения Гоголя — "крик ужаса и стыда"» (А. И. Герцен); «Боже, как грустна наша Россия» (А. С. Пушкин); «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь» (Н. В. Гоголь)

Эпиграф:

«Сколько есть у нас людей добрых,
Но сколько есть и плёвел, от которых
Житья нет добрым…
На сцену их! Пусть видит весь народ!
Пусть рассмеётся им. О, смех великое дело!»

Н. В. Гоголь

Ход урока:

Звучит музыка. Зал заполняется героями гоголевских произведений, современниками Н. В. Гоголя, гостями. Все рассаживаются.

Слово учителя: Добро пожаловать, господа! Сегодня в нашей литературной гостиной XIX век. Первая его половина «Золотой век» русской литературы. И мы в гостях у одного из лучших его представителей у Н. В. Гоголя — самого загадочного, по мнению литературной критики, писателя.

Литературная гостиная: «Мир Гоголя»

Н. В. Гоголь. Его жизнь, если сравнить с её с биографиями других писателей, была относительно спокойной и благополучной. Почему же в его произведениях на самой высокой ноте звучит вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?» И еще трагичнее продолжение: «Не дает ответа». Кто же и когда должен ответить на этот вопрос?

Видимо, жизнь Гоголя (он умер в неполных 43 г.) была исполнена глубокого трагизма, а в могилу его свели не болезнь, и физические страдания, а духовная драма, муки за страдания других людей, и острое чувство ответственности за царящее в мире зло так как «Неправосудие больнее всего взрывало сердце».

21 февраля 1852 года в день, когда умер Гоголь, потрясенный Н. А. Некрасов написал стихотворение, посвященное памяти писателя. «Блажен незлобивый поэт»

Литературная гостиная: «Мир Гоголя»

(Чтение стихотворения учеником)

Учитель: Образ этот создан с мыслями о Гоголе, посвящен его памяти, однако в стихотворении запечатлена участь всякого борца за правду и справедливость. Он и обличитель, и проповедник высоких идеалов, почти пророк — образ традиционный для русской литературы. Он сродни лермонтовскому пророку, в него та же толпа «Бросала бешено каменья», когда он проходил свой тернистый путь. Вспомним постановку «Ревизора», которая стала своеобразным памфлетом, обличающим современную действительность.

(Фрагмент из пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» в исполнении учащихся). Рисунок 1, 2, 3.

Вывод: Таким образом, стихотворение Некрасова — своеобразный манифест борьбы за реалистическую литературу, то есть за процветание гоголевской школы.

Какие же уроки она нам преподает? Давайте попробуем разобраться.

Ведущий: Сегодня в нашей литературной гостиной собрались современники Н. В. Гоголя, персонажи его произведений: господа из уездного города N, ошеломленные пренеприятнейшим известием, «небокоптители» из «Мертвых душ» во главе с дельцом-предпринимателем господином Чичиковым, здесь и нежная обаятельная хохотушка Оксана из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Здесь и мы, читатели, строгие судьи, коим предстоит увидеть в творчестве писателя своего Гоголя.

Блистательным литературным дебютом в творчестве Н. В. Гоголя стали его «Вечера на хуторе близ Диканьки», воплотившие его писательскую самобытность и неповторимость.

Критика: В. Ф. Одоевский и А. С. Пушкин о «Вечерах…». (Учащиеся зачитывают фрагменты из литературной критики)

(Фрагмент из «Ночи перед рождеством» инсценированное представление). Рисунок 4, 5.

Литературная гостиная: «Мир Гоголя»

Ведущий: «Вечера» сочувственно встречены публикой. (1831–32 г)

Пушкин отметил светлый характер произведения. Имя Гоголя сделалось известным.

1834 год — Гоголю 25 лет, он в рассвете творческих сил. Артистичен, обладает актерским талантом. Он известен в литературных кругах.

Критика: С. Т. Аксаков, В. Г. Белинский, Г. Шапошников (сокурсник) о Гоголе. (выступления учащихся)

Тесное сближение с Пушкиным привело к тому, что Гоголь занимает место ведущего критика в журнале «Современник», организованном А. С. Пушкиным.

Н. В. Гоголь: «Пушкин находил, что сюжет хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров»

Вслед за ним А.Герцен признается: «Мертвые души — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный».

О чем же мечтал Гоголь? Какой он видел Русь из своего прекрасного далека, создавая это произведение? Об этом он пишет в одном из лирических отступлений, которыми так богата поэма. (Художественное чтение отрывков из поэмы. На выбор учащихся).

Давайте посмотрим теперь на гоголевскую Русь глазами его героев из поэмы «Мертвые души». (Фрагмент урока-суда над мертвыми душами из одноименной поэмы. Инсценированное представление). Рисунок 5, 6.

Литературная гостиная: «Мир Гоголя»

Слово учителя: В героях поэмы «Мертвые души» отразились общечеловеческие пороки. Вот почему имена помещиков стали нарицательными. И сегодня праздного фантазера-мечтателя, не умеющего заниматься полезным делом, мы называем Маниловым. Лгуна, хвастуна, дебошира — Ноздревым. Жадного скрягу — Плюшкиным. А над кем «природа недолго трудилась»? (Собакевич).

Сатира и лиризм — два неразделимых начала в творчестве Н.Гоголя, его «смех сквозь слезы».

И все же Гоголь надеялся, что не Маниловы, Ноздревы, Коробочки — хозяева России, а умный русский народ, которому Гоголь посвятил самые задушевные слова. Через сюжет многих его произведений проходит тема дороги — вечного движения как общечеловеческого начала, в котором мы почувствуем поэтическую страстность, энергию и эмоциональность повествовательного стиля Гоголя.

(Чтение учеником фрагмента из поэмы «Птица-тройка» в сопровождении звучания музыки Summer В.Мэй)

Слово учителя: Пусть же всегда в ваших юных душах, как напутствие, звучат гоголевские строки: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге! Не подымите потом!»

Литературная гостиная: «Мир Гоголя»

В заключение учащимся предлагаю написать эссе на тему «Мой Гоголь».

На следующем уроке на моем столе лежат выполненные работы. Вот фрагменты из них.

Васильченко А.:

«…Он смотрит на нас из своего времени — этот самый загадочный писатель 19 века. Порой примеривает к нам своих героев, ища в нас пороки, и заставляет задумываться об уроках нравственности. Порой горько усмехается или сочувствует, потрясенный трагедией маленького человека, задавленного бюрократической машиной чиновничьего аппарата. Порой восхищается и любуется красотой земли родной, величием силы народной, живущей на этой земле».

Петровская В.:

«… Каков же он сам? Таинственный Карла, получивший такое прозвище среди сокурсников Нежинской гимназии за колкость и насмешливость в отношении товарищей. И в то же время ранимый, трогательный, ждущий поддержки. Готовый к творчеству для внимательной дружелюбной публики…»

Мухамеджанова Н.:

«…Кто он? Грешник, не внявший библейской истине «не суди, да не судим будешь» или праведник, так дерзко переступивший эту заповедь?
Мне кажется, что ответы на эти вопросы дает сама жизнь, так реально воспроизведенная в его творениях.»

Самоанализ внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие «Литературная гостиная» на тему «Мир Гоголя». Провожу как итоговый урок по изучению творчества Н. В. Гоголя. При планировании учитываю психолого-педагогическую характеристику класса. А именно, коммуникабельность, умение логически мыслить, навыки монологического высказывания и т. д. Такие внеклассные мероприятия, как «Литературная гостиная» предполагают массовое вовлечение в процесс обучения. И даже дети комплексующие «зажатые» в плане коммуникабельности с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях. В урок включены обучающие, развивающие, воспитывающие методы как триединая дидактическая цель урока. В соответствии с целью идет отбор содержания форм и приёмов. Логична и последовательна связь между всеми этапами «Литературной гостиной». В процессе работы используются различные методические приемы: художественное чтение, выразительное чтение, ролевая игра, инсценирование, монологические высказывания.

Весь класс задействован в процессе обучения. Достигнута цель учителя: развитие позитивных индивидуальных свойств ученика — способностей, склонностей, интересов, коммуникативной культуры.

Дома дети пишут эссе на тему: «Мой Гоголь».

Использованная литература:

  1. Зольникова В. И. Работа над литературным произведением. М. «Просвещение»
  2. Гоголь Н.В. «Мертвые души»
  3. Булгакова И. В. Уроки русской литературы. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2002
  4. Музыкальные произведения П. И. Чайковского; В.Мэй.
Категория: