V международный творческий конкурс «Поехали!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Лингвистический турнир «Вперед, рыцари русского языка!» для учащихся 5-7 классов

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Виноградова Лариса Петровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Дубровинская средняя школа им. С. Г. Гуденко» село Дубровное, Мамлютский район СКО

Лингвистический турнир

Цель: выявление лучших знатоков и ценителей русского языка среди участников и болельщиков.

Группы знатоков рассаживаются около своих столиков. Задания даются всем командам одновременно.

Первое задание «Спич — экспромт»

В течение двух минут представители (2 человека) от каждой команды готовят выступление на 1 минуту по теме: «Почему надо знать русский язык?».

Максимальный балл — 5 б.

Второе задание «Орфоэпика»

Правильно расставить ударение в словах на карточках:

Аге’нт, аристокра’тия, баржа', барме’н, включи’ть — включи’т, глаша’тай, добы’ча, ере’тик, жалюзи, звони’т — звони’шь, киломе’тр, краси’вее, мышле’ние, пуло’вер, ха’ос, цеме’нт, щаве’ль, цыга’н, столя’р, сре’дства, прида’ное.

Каждое правильно поставленное ударение в слове оценивается в 1 балл.

Третье задание «Скороговорки»

Отчетливо проговаривая каждый звук, при этом с максимальной скоростью речи, повторите по три раза скороговорки.

Представители от команд вытягивают скороговорку по очереди.

Критерии оценки: быстрота, четкость, правильность произношения.

Максимальный балл — 5 б.

  1. Инцидент с интендантом.
  2. Король — орел, орел — король.
  3. Стоит поп на копне, колпак — на попе, копна — под попом, поп — под колпаком.
  4. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Выступление ораторов с речью в защиту русского языка.

Максимальный балл — 8 б.

Четвертое задание «Художественное слово»

Прочитайте стихотворение по очереди каждое четверостишие или по 1-2-3 строчки в зависимости от количества членов команды.

Критерии оценки: общая интонационная настроенность, плавность перехода текста от одного чтеца к другому, выразительность жестов и мимики.

37

Максимальный балл — по количеству участников.

Предлагаются три отрывка:

  1. Из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
  2. Отрывок из сказки «Конек-Горбунек» П.Ершова.
  3. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» С.Есенина.

Пятое задание «Пара слов»

Эту игру придумал Льюис Кэрролл, автор книги «Алиса в стране чудес».

На листе бумаги пишут любое слово. Пониже на том же листе пишут другое слово с точно таким же количеством букв. Теперь нужно попытаться шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее. Каждый раз меняют одну букву.

Например:

волк — коза.
волк
полк
пола
поза
коза.

Превратите поэта в луну.

поэт
порт
пора
поза
лоза
луза
луна

Максимальный балл — 5 б.

Шестое задание «Проверь себя»

Сначала посмотрите на слово, напечатанное в начале каждой строчки большими буквами, потом — на другие слова, напечатанные в той же строке маленькими буквами, и подчеркните то слово, которое по значению ближе всего к слову, написанному большими буквами.

Например: КОНЦЕРН — испуг, музыка, сцепление, трест, силос.

Слово для задания: КОРРУПЦИЯ — подкупность, ржавление, минерал, враждебность, ваза.

Максимальный балл — 3б.

Седьмое задание «Поэтическое»

1.Придумать как можно больше рифм к словам: куст, поляна, осень.
Максимальный балл — 1 б. за каждую рифму.

38

2.Сочинить стихотворение по срифмованным словам:

… вздыхает
… раздражает
… восток
… песок
… блеск
… треск

Максимальный балл — 5б.

Восьмое задание «Пословицы»

Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

  1. Куй железо, пока горячо.
  2. Один в поле не воин.
  3. Лес рубят — щепки летят.
  4. Не все то золото, что блестит.
  5. Не по виду суди, а по делам гляди.

Максимальный балл — 3б.

(Правильный ответ 4 — 5).

Подведение итогов. Награждение лучших команд и рыцарей среди участников.

Использованы материалы:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-sorevnovanie-po-ritorike-uchimsya-govorit

http://rudocs.exdat.com/docs/index-261057.html

Категория: