Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Курсы — светлый луч в педагогике

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Поворозник Наталья Владимировна учитель русского языка и литературы, 1 категория, стаж 20 лет. Адаевская средняя школа с. Адаевка Камыстинский р-н Костанайская область

Поворозник Наталья Владимировна

Ушинский писал: «Ученикам следует передать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые знания». Каждый учитель ищет в своей работе новые формы и методы обучения для формирования желания и умения учиться. А чего я хочу от грядущего рабочего дня? Конечно же, успеха в каждом уроке! Хочу отдать все то, что накоплено, приготовлено, задумано. Меня очень волнует проблема: «Как заинтересовать учащихся русским языком и литературой, как повысить эффективность обучения. Где брать задачи, которые требуют творческого подхода к их решению?»

Ответы на эти вопросы я нашла, посетив курсы повышения квалификации третьего базового уровня АО «Назарбаев интеллектуальные школы», потому что учительская профессия требует постоянного развития, применения новых технологи на своих уроках. На протяжении всей своей жизни учитель должен самообразовываться, совершенствоваться, быть интересным для ученика. Курсы помогли мне изменить подходы в обучении. На первом этапе курсов «Лицом к лицу», мы глубоко и подробно рассмотрели содержание семи модулей, которые основаны на взаимосвязанных идеях, подходах стратегиях, применяемых на занятиях. Мы познали много нового, интересного по теории новых методик и стратегий. Ожидаемые результаты настоящей программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся. Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях. Данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний, с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Цель новых подходов в образовании развить глубокое понимание предмета учеником и применение этих знаний на практике, в жизни. Основная задача настоящей программы — помочь нам, учителям оценить и усовершенствовать свою педагогическую практику. В связи с этим современные подходы к преподаванию и обучению рассматриваются во взаимосвязи с практикой учителя и профессиональным контекстом. На курсах в ходе программы мы рассмотрели множество разных аспектов педагогики. Основным принципом данной программы является согласование практической деятельности с достоверными результатами научных исследований. Программа основана на семи модулях, которые взаимосвязаны, равно как и отдельные стратегии и подходы.

«Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Использование информационно коммуникационных технологий в преподавании», «Обучение талантливых и одаренных детей», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Управление и лидерство в обучении».

Ранее в своей работе я применяла элементы технологии критического мышления, использовала информационно — коммуникативные технологии, работала с одаренными детьми, использовала элементы проектной технологии, на уроках выступала в роли артистки, которая может сделать все за обучающегося, но только сейчас я поняла, что работа моя была в меньшей степени направлена на ученика. Я больше давала им готовой информации, мне проще объяснить самой материал, чем потратить время на самостоятельное обучение ученика, потому что боялась, что мои ребята сами не овладеют знаниями в полной мере. Я почему-то опасалась детям дать больше самостоятельности. А вдруг они не поймут материал, а вдруг не смогут его применить на практике? Мои ребята говорят, что я хорошо объясняю тему урока. Но! Ведь я это делаю сама, учитель как артист на сцене старается сделать все возможное и даже невозможное для того, чтобы ребята усвоили материал. А ведь в долговременную память ребенка за 45 минут отправляется всего 135 бит информации. Значит большинство того, что говорит учитель, ребенком просто не усваивается! Так зачем мне на уроке тратить на это время, когда я могу продумать задания, при помощи которых у моего ученика останется больше информации по теме. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механическое запоминание поверхностное обучение. Полученная информация таким образом, может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она прочно не усваивается учениками. На втором этапе курсов «Практика в школе» я применяла все те знания, которые получила на курсах. Свою работу я начала с календарного среднесрочного планирования уроков с ключевыми идеями. Еще раз подробно изучила «Руководство для учителя», познакомилась с ожидаемыми результатами работы.

При планировании уроков я интегрирую все идеи семи модулей, что позволяет отследить, как ребята могут исследовать проблему, какие идеи могут предложить, как могут аргументировать свои ответы на вопросы. На практике я еще раз убедилась в том, что курсы эти очень полезные, они научили меня изменить подходы в обучении детей. Моя задача научить ученика учиться. Я думаю, что на моих уроках у меня получилось организовать работу таким образом, чтобы ребята добывали информацию сами. Мои ученики работают в группах, парах, тройках. Они не только добывают информацию сами из разнообразных источников и посредством моих заданий, но и проводят взаимообучение друг друга! Каково же было мое удивление, когда я провела тестирование после таких уроков, результат стал намного лучше! Самое главное им нравятся такие уроки, а ведь русский язык это не такой уж легкий предмет. Когда мы с ними анализировали уроки, они говорят о том, что им легче запоминается тема, что ребята со средними и слабыми способностями раскрываются на таком уроке, учатся работать самостоятельно, мыслить. Они осознанно воспринимают информацию, анализируют ее, выступают в роли докладчиков, спикеров, оценивают себя. Есть ребята, которым очень нравится работать в паре, группе, они с большой ответственностью подходят к защите своей группы, когда им нужно выступать в роли спикера или докладчика. Хочется немного остановиться на системе оценивания. Ранее на своих уроках я оценивала учеников в традиционной форме и у меня всегда возникала проблема оценить того ученика, который не «дотягивает» на «4» или «5». Попробовав на практике систему критериального оценивания, проблема разрешилась сразу. Главное четко прописать критерии на каждый этап урока. Ребята проводят самооценивание, взаимооценивание друг друга и это у них получается очень хорошо.

Уроки русского языка и литературы предполагают обязательное применение диалога, который я ранее использовала на уроках, но теперь я открыла для себя, что кроме бесед-дебатов, исследовательской беседы можно использовать и кумулятивную беседу. Я увидела, что дети, работая в сменных группах больше обсуждают, делятся информацией друг с другом. И эту формы работы использую регулярно. Очень удачно ребята справляются с заданиями творческого характера. Ученики создают новых героев, придумывают сказки, составляют кластеры, модели, снимают видеоролики. Ребятам очень нравятся такие уроки. Они хотят, чтобы все уроки проходили по- новому и не только уроки русского языка и литературы, но и все предметы! У многих появилось желание изучать глубже русский язык. Все идеи модулей тесно связаны друг с другом и главная задача учителя — научить учеников учиться, чтобы в результате они могли стать независимыми, саммомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Я считаю, что учитель должен изменить свое отношение к преподавательской деятельности, повернуться лицом к ученику, не давать ему готовых знаний, а помочь добыть эти знания самому ребенку. Учителя должны придерживаться этических и моральных ценностей профессии: они честны, смелы и терпимы, сострадательны и уважительны к ученикам, справедливы.

Категория: