Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Критическое мышление в моей практике

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Бейсекеева Алмагуль Тарановна, учитель казахского языка, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «средняя школа № 20 села Мирное» акимата Осакаровского района Карагандинской области

Бейсекеева А.Т.
 

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи

Пройдя курсы «Программы курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан», открыла для себя много незнакомого, неожиданного и интересного в области педагогики и психологии, я считаю что пригодилось мне в дальнейшей работе в школе. Основная задача этой Программы — помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику.

По-моему, авторам данной Программы это уже удалось. Лично я заинтересована в своей грамотности, успешности и компетентности, поэтому буду следовать всему, чему научили меня эти курсы.

Критическое мышление в моей практике

Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение этой задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: кластеры, метод проекта, групповая работа, работа в паре, ИКТ, приемы технологии критического мышления. Инновационная деятельность — это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции в средних классах, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Технология, стимулирующая интересы детей и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов.

Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество обучающихся. Критическое мышление на уроках казахского языка позволяет обучить детей в организации своей деятельности, умению мыслить, грамотному и осмысленному чтению, умению сотрудничать и т.д. На практике я заметила, что дети с удовольствием работают в группе, с удовольствием составляют кластер. Например, расскажи о себе, о друге, перевести текст с русского языка на казахский язык, с казахского на русский язык. Если брать по темам уроков, индивидуальные, где ученик показывает свой творческий потенциал и умение мыслить, размышлять и подходить к делу креативно.

На последующих уроках работали по мини группам, где каждый отличился своим подходом, демонстрировал критическое мышление. Здесь дети показывали навыки критического мышления: это наблюдение, анализ, вывод и интерпретация идей. Учитель должен умело направить ученика и подсказать пути решения проблем. На уроках казахского языка необходимо мыслить и размышлять, потому что обучающиеся начинают говорить, общаться, вести диалог, интервью и все это ради достижения цели говорения. В помощь приходят учителя, их совместная деятельность по постижению смысла и знаний. Например: урок по теме «Падежные окончания имен существительных» в 5 классе.

Критическое мышление в моей практике

Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся о падежных окончаниях имен существительных
  • Формировать сознательное употребление в речи падежей
  • Отрабатывать прием распознавания падежей

Развивать внимание, память, речь, развивать у каждого ученика вкус к творчеству; развитие чувства взаимопомощи и товарищества, умение проверять и оценивать выполненную работу; пробудить у учащихся интерес к изучению казахского языка, расширить их кругозор. Работая в группе, ученики были вовлечены в интересную работу, атмосфера в группах была дружелюбной, так как данный вид работы для них новый, ученики получали такие задания:

1.Сандықта Кім? Не? Сұрақтарын қай сөздерге қоюға болатыны жайлы суреттер бар. Сандықты ашып, тапсырманы орындайды.

2. Ұлдарымның қызметін табыңдар. Сұрақтарын тауып қою.

3.Ұлдарымның мұраларын атаңдар. Жалғауларын табу.

4.Тағы 7 ұлыма беретін қосымша мұраларым бар.

Критическое мышление в моей практике

Задания способствовали их сотрудничеству и обмену знаниями, при этом ученики придерживались правил работы в группах, которые были составлены учащимися этого класса. Я выявила, что данный класс более комфортно чувствует себя в групповых видах работы. Задания даются в стихотворной форме. Вот такие действия мыслить и размышлять помогают детям развиваться. Когда они сами находят, интерпретируют по своему информацию, ведут диалог, у них устойчиво сохраняется в памяти и можно с уверенностью думать, что ученик сам берет ответственность за свое обучение. Критически мыслить через диалог приводит в практике к аргументированию, это есть голос ученика. Учитель должен пересмотреть свою роль в обучении ученика, направлять, а не управлять процессом исследований. Учитель, применяющий интерактивные технологии работает в режиме творческого соавторства, готовности к обоснованным изменениям и принятии нестандартных и ответственных решений. Чем разнообразнее методы и средства, тем больше у преподавателя возможностей найти неформальный контакт с аудиторией, что способствует не только успешному учению, но и росту самого учителя.

Категория: