Критериальное оценивание в условиях обновления содержания образования

 
Версия для печатиВерсия для печати
 

Кузьмина Лариса Владимировна учитель начальных классов, высшая категория, стаж 20 лет, КГУ «СОШ № 59». Казахстан г.Караганда

Критериальное оценивание в условиях обновления содержания   образования

Процесс внедрения нового содержания образования, изменение требований и переход к применению активного развивающего обучения совершенствует формы оценивания.

Организовать учебно-познавательную деятельность без оценивания невозможно. Оценивание это контроль качества образования. Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на си­стематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем об­учении. Не случайно категория «оценивание» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что учитель внимательно наблю­дает за тем, что говорит или делает ученик, либо в случае самооценивания размышляет о знаниях своих учеников. Учитель  использует критериальное оценивание чтобы стимулировать ответственность учащихся за свои результаты; помогать учиться на своих ошибках; помогать понять, что не получается и в какой степени; помогать осознать, что важно и необходимо освоить; определять наличие тех или иных умений; фиксировать неудачи, но не наказывать за них; оценивать продвижение учащихся относительно самих себя; мотивировать учащихся на достижение успеха. В условиях критериального  оценивания, учитель старается организовать учебный процесс так, чтобы у учащихся формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т. е. самооценка. Поэтому считаю одной из главных задач, стоящих перед учителями, работающими в школе, — это формирование у детей умение оценивать результат своей деятельности. Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда учащиеся получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учащимися лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. С каждым разом они стараются лучше готовиться к заданиям, учатся работать с дескрипторами.

Критериальное оценивание даёт возможность учителю использовать современные эффективные методы и формы работы.

Критериальное оценивание используется поурочно, ежедневно; при данном оценивании существует обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Критериальное оценивание определяет:

1.Цели обучения и критерии успешности

2.Педагог корректирует применяемые  методы обучения

3.Интерпретация доказательств обучения

4.Выявление пробелов в обучении

5. Обратная связь

Одновременно с самооцениванием  обучаю детей взаимооцениванию выполненной работы. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче  увидеть недостатки в чужой работе, чем  в своей. На уроке осуществляя проверку домашнего задания, целью было выявление причин трудностей выполнения задания. Перед проверкой дети определили критерии проверки домашнего задания, по завершению работы с помощью взаимопроверки, каждый поставил оценку своему товарищу, опираясь на критерии, прокомментировав почему?

 Для того, чтобы обучающиеся научились  адекватно оценивать выполненную работу,  учу их работать с эталоном (подробный образец выполненного задания). При этом обучающиеся сравнивают свою работу с эталоном, находят самостоятельно свои ошибки. Эталон известен учащимся заранее.  Выполненные работы  мы с моими учениками  учимся оценивать по критериям. На уроках русского языка ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, если в упражнении нужно списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения, то вот они и дескрипторы:

1. Красиво и аккуратно списан текст.

2. Безошибочно вставлены пропущенные буквы.

3. Правильно определены и подчёркнуты главные члены предложения.

На уроках математики, например, при решении задачи, ребята знают, что нужно оценивать:

1. Правильно записаны условие и вопрос задачи.

2. Верно в решении выбран арифметический знак.

3. Точно произведено вычисление.

4. Безошибочно записан ответ.

На уроках литературного чтения мои ученики понимают, что для того, чтобы получить лучшую отметку при чтении текста, им необходимо учитывать следующее:

1. Текст  прочитан целыми словами.

2. Слова прочитаны правильно.

3. Соблюдена интонация.

4. Понятен смысл прочитанного.

Дескрипторы мы называем  указателями. А критерии называем ступеньками.

«Вопросник»

 После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», « Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.

«Волшебная  ступенька»  - ученики чертят ступеньки и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

  •  зеленый – я умею сам,
  •  жёлтый – я умею, но не уверен,
  •  красный - нужна помощь.

Данная форма работы учит ребят понять и обсудить чему они научились на уроке, а мне как учителю становится понятным,  где есть трудности и на что нужно обратить внимание в будущем для облегчения восприятия учебного материала.

После чего легко выяснить, что осталось плохо понятым для учеников. Узнать о пробелах в знаниях учащихся,  и какие   дальнейшие действия необходимы, для исправления ситуации.

Групповая работа учит ребят совместной деятельности,  учит уважать и прислушиваться друг к другу, работать и самостоятельно ставить цели для достижения хороших результатов.

В разных группах устанавливается разная совместная деятельность, одни сразу находят ошибки и считают их, в других группах одни исправляют ошибки, другие их контролируют, но всем дан оценочный лист, который должен быть оформлен через заданное  время. Решение  примут все группы.

Ученики получают возможность быть учителем и понимают, как нелегко и  какая это большая ответственность ставить оценку другому человеку.

Использование критериального оценивания  способствует повышению уровня знаний учащихся и способствует повышению уровня мотивации к изучению предметов, развитию коммуникативных навыков учащихся.

Литература:

1. Выготский Л.С. «Педагогическая психология»   М.: Педагогика,1991 г.

2.Аскарова М. А. «О системе критериального оценивания в обучении» журнал «Молодой ученый» Астана; 2014

3. Р.Х.Шакуров, А.А. Буркитова, О.И.Дудкина «Оценивание учебных достижений учащихся» Методическое руководство, Б. «Билим», 2012 г.

Категория: