Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Крещение Руси

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Веркулеева А.В., средняя школа в честь Преподобного Сергия Радонежского г. Петропавловск

Цель:

  • воссоздать целостную картину событий Крещения Руси, установить причино-следственные связи;
  • ознакомиться с причинами Крещения Руси;
  • изучить деятельность создателей азбуки;
  • развить любознательность и интерес к культуре русского народа.
Крещение Руси

Оборудование: Картины Васнецова «Крещение князя Владимира», «Крещение Руси»; карта стран Средиземноморского бассейна Х века; икона Кирилла и Мефодия; книги на старославянском языке.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Создание позитивного фона обучения. Сообщение хода и целей урока.
  2. Урок проходит в форме собеседования с записью в тетрадях основных моментов. Доклады могут приготовить и сами учащиеся.

I. Причины принятия Крещения Русью от Византии

1) Единый Бог — единая власть. Российские княжества 8–10 веков были слишком разрознены, чтобы противостоять внешним врагам. Немалую роль в этом играло идолопоклонство — каждая деревня поклонялась своим богам и могла не почитать соседних. Страна была слаба. Князь Владимир как тонкий политик видел необходимость собрать княжества на какой-либо единой основе. Этой основой стало единобожие. Существует множество справочной литературы о том, почему было выбрано именно православное христианство.

2) Цивилизация = христианский мир. Отработаем этот момент по карте. Если рассмотреть, какие страны к Х веку были наиболее развиты и цивилизованны, мы увидим, что практически вся Европа, все страны Средиземноморского бассейна были уже христианскими. Две основные цивилизации: Римская империя (со своим всемогущим законом и лаконичностью) и Византийская империя (со своей победой прекрасного над всем и витиеватостью). Чтобы ввести Киевскую Русь в семью цивилизации, Владимиру предстояло христианизировать ее.

3) Свадьба с византийской царевной Анной. Просто просить крещения у богатейшей страны было равнозначно тому, чтобы отдать свою страну в зависимость. А семейный союз соединял две страны на равных правах, не подчиняя одну другой. Не стоит упускать из внимания и личный мотив князя: женившись на красавице-царевне, он отпустил всех своих наложниц.

4) Развитие наук. Ни одна другая страна в мире не могла похвастаться такой библиотекой, как Византия. Ученые Константинополя были мудрейшими людьми, образование которых распространялось во многие сферы. Знакомство с традициями и науками этой страны давало Руси огромные просторы для познаний, открытия и развития. После Крещения многие ученые, художники, писатели, зодчие переехали на Русь, приняв ее второй Родиной. Не секрет, что первые школы на Руси, как и все развитие наук и художеств, происходило при монастырях — т. е. при духовных центрах.

II. Следствия Крещения Руси

Предложите ребятам самим вывести следствия. Натолкните их на мысль, но предоставьте свободу размышлениям, предположениям. Обсудитие все положительные и, возможно, отрицательные моменты.

1) Религиозные реформы. Отмена языческих идолов не везде прошла безболезненно. По всей стране стали строиться храмы. Чтобы понять новую веру, стало зарождаться и развиваться просвещение, образование. Здесь можно затронуть и вопрос отмены смертной казни князем Владимиром. Предложите детям обсудить: правильно это или нет, и почему не все удалось.

2) Усиление власти князя — государственная центричность. Объединение удельных княжеств стало производиться на основе религиозной центричности: в каком городе была митрополия — престол, там сосредотачивалась княжеская и духовная власть.

3) Установление торговых, экономических, культурных, духовных связей с Византией. Подчеркните, как именно Русь стала наследницей Византии.

III. Просветители Руси

В этом разделе урока следует упомянуть тех людей, которые создавали славянскую азбуку, просвещались светом веры и науки.

  1. Святые братья Кирилл и Мефодий;
  2. равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир;
  3. диакон Иоанн Феодоров.

IY. Итог урока

Сегодня мы обсудили причины и следствия Крещения Руси. Какой вывод вы сделаете для себя из сегодняшнего урока? Справедливо ли утверждение: «Образование на Руси — спутник религии»?

В качестве домашнего задания учащимся предлагается краткое сочинение-рассуждение на тему: «Духовные и материальные плоды Крещения Руси».

Категория: