Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Краткосрочный план урока русской литературы с казахским языком обучения «Л. Н. Толстой. Старая лошадь»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Садыкова Даметкен Орынгалиевна, учитель русского языка и литературы первой категории, стаж 23 года, Буденевская средняя школа села Будене Индерского района Атырауской области

Пояснительная записка

Краткосрочный план урока русской литературы в 6 классе с казахским языком обучения разработан с использованием семи модулей Программы. Это помогает охватить весь класс, плодотворно влияет на понимание ученика, взаимодействие ученика в паре, в группе. Целью и задачей урока является: раскрытие темы, идеи и содержания текста; прививать чувства доброты, сострадания, жалости к беззащитным, слабым, больным, старым людям.

Ожидаемый результат в обучении: Активизировать мыслительную деятельность учащихся. Поддержка друг друга в групповой работе, В ходе парной работы учащиеся научатся сформулировать вопросы и отвечать на них. На основе осмысления изученного текста учащиеся научатся сопоставить образы лошади и человека. Учащиеся научатся оценивать себя и других.

Урок начинается со снятия психологического настроя. На уроке использованы групповая, индивидуальная работа, виды оценивания. Для снятия психологического напряжения в ход урока включена разминка.

Для четкого определения цели и задачи урока уместно использован мозговой штурм.
Работа по тексту помогает учащимся выработать навыки выразительного чтения. Все задания даны с учетом возрастных особенностей. Завершается урок рефлексией, что помогает обучающимся сформулировать получаемое результаты, переопределить цели дальнейшей работы.

Краткосрочный план урока русской литературы с казахским языком обучения

Класс

6

Название урока

Л. Н. Толстой. Старая лошадь

Общие цели урока

Раскрытие темы, идеи и содержания текста.

Задачи урока

Прививать чувства доброты, сострадания, жалости к беззащитным, слабым, больным, старым людям.

Ожидаемый результат

Активизировать мыслительную деятельность учащихся. Поддержка друг друга в групповой работе, В ходе парной работы учащиеся научатся сформулировать вопросы и отвечать на них.

На основе осмысления изученного текста  учащиеся научатся сопоставить образы лошади и человека.

Учащиеся научатся оценивать себя и других.

 

Источники, оснащение, оборудование.

Учебник «Литературное чтение» для 6 класса  Р. Нуртазина, Э. Сулейменова, К. Уразалина. Алматы «Білім» 2010 г., презентации, стикеры, фломастеры, бумага А3, слайды, светофор, сюжетные картины, разрезанные открытки, карточки с заданиями

Ход урока

Организационный момент

 

Деление на группы

 

По методу мозаики. Дети должны собрать целую открытку из 5 частей. Так образуются 3 группы.

 

Снятие психологического напряжения

— Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, улыбнитесь всем. Успехов вам!

Эпиграф урока:

 

… участь сынов человеческих и часть животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом.

                                                       Екклезиаст.

Мозговой штурм.

 

(Звучит ржание лошади)

— Кто так голос подает?

— Лошадь.

— Правильно, лошадь. Сегодня мы будем говорить о лошади. (Объявление темы урока)

Опережающее задание

 

Сообщение ученика о биографии и творчестве Л. Н. Толстого.

Работа со словарем

Найдите в толковом словаре значения слов: Конюшня – помещение для содержания лошадей

  Кучер – тот, кто правит запряженными в экипаж лошадьми

 Облезший –  лишившийся части волос, шерсти, перьев

 Сударь –  форма вежливого обращения к мужчине высшего общества

 Хлыст –  тонкий и гибкий прут

 Шибко –  сильно, очень

Групповая работа

 

1 Группа.

 Найдите абзац, где дается описание портрета Пимена Тимофеевича, запишите в правый кружочек. (У нас был старый старик, Пимен Тимофеевич. Ему было 90 лет. Он жил у своего внука. Спина у него была согнутая: он ходил с палкой и тихо передвигал ногами. Зубов у него не было, лицо было сморщенное. Нижняя губа его тряслась, когда он говорил, нельзя было понять, что он говорить).

2 группа.

Найдите описание портрета Воронка, тоже запишите в левый кружочек (Ему 20 лет. Лошадь измучена, насилу дышит, да и стара. Ведь она такая старая, все равно как Пимен Тимофеевич).

3 группа.

Запишите в кружочек в середине, что их объединяет.

Индивидуальные задания для лидеров.

 

Учитель – С чьим произведением можно сравнить этот рассказ?

(Рассказ Л. Н. Толстого можно сравнить с повестью Ч. Т. Айтматова «Прощай, Гульсары». Образ Пимена Тимофеевича напоминает образ Танабая Бакасова, а образ Воронка напоминает образ Гульсары. Эти образы по-своему переплетаются и дополняют друг друга).

Разминка

 

Руки в стороны а кулачок.

Разжимай и на бочок.

Правой вверх, левой вверх.

В стороны, накрест.

В стороны, вниз.

Тук-тук-тук.

Сделаем большущий круг.

Коллективная работа

 

1 группа. Найдите то место, где старший брат катается на коне и запишите в первой стрелке (Первым поехал старший брат. Он долго ездил; ездил кругом сада; и когда он подъезжал назад, мы закричали: «Ну, теперь проскачи!» Старший брат стал бить Воронка ногами и хлыстом, и Воронок проскакал мимо нас).

2 группа. Найдите то место, где второй брат катается на коне и запишите во второй стрелке (После старшего сел другой брат и он ездил долго, тоже хлыстом разогнал Воронка и проскакал из-под горы. Он еще хотел ездить, но третий брат просил, чтобы он поскорей пустил его.

3 группа. Найдите то место, где третий брат катается на коне и запишите в третьей стрелке (Третий брат проехал вокруг сада, да еще по деревне проскакал из-под горы к конюшне.

Найдите то место, как Воронок ведет себя после катания третьего брата и запишите в четвертой стрелке.

Парная работа

 

Найдите разговор между дядей и автором, прочтите по ролям  (стр.161,162)

Домашнее задание

 

Первый уровень: Продолжить рассказ.

Второй уровень: пересказ текста.

3 уровень. Сопоставление образов в рассказе.

Оценивание

— Оцените свои знания по методу «Светофор». Поднимите цветной кружочек.

Зеленый — я всё понял и усвоил;

Желтый — знания нуждаются в повторении и закреплении;

Красный — мне многое непонятно.

Рефлексия

Закончи предложение.

«Сегодня я узнал, что…»

«Теперь я буду …»

«Я знаю, что …»

Категория: