Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе: «Автоматизация звука [З] в словах, предложениях, скороговорках»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Петрова Ольга Федоровна — воспитатель I квалификационной категории, ГККП «Ясли-сад «Малыш» г. Петропавловск

Задачи:

1. Обучающие:

  •  закрепить правильное произношение звука [З] в словах, предложениях, скороговорках;
  •  закрепить умение составлять предложения с заданным словом;
  •  закрепить умение точно и полно отвечать на вопросы

2. Развивающие:

  •  развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  •  развитие логического мышления, внимания, памяти;
  •  развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений, активность, усидчивость.

Оборудование: мультимедийное оборудование, слайд-шоу, ребусы, предметные картинки, индивидуальные зеркала, модули для постройки моста, «речка», изображение замка выполненное в технике: «Рисование пластилином», бисер, различные виды круп и макарон, муз. произведение «Песня Золушки».

Ход занятия

— Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, обнаружила странный конверт. Как вы думаете, от кого нам пришло письмо? (ответы детей)

— Давайте не будем гадать, а откроем его. (слайды № 1, 2)

— Ну, что, ребята, поможем Золушке? (ответы детей)

— А для того, чтобы мы смогли выполнить все задания, нам нужно подготовиться. Проходите на стульчики. (Дети садятся на стульчики)

Предлагаю детям рассмотреть, рассказать по схеме артикуляцию и характеристику звука[ З]. (дети рассматривают, рассказывают) Слайд № 3

— Для того чтобы наш язычок хорошо работал, давайте выполним артикуляционную гимнастику. (слайды 4-9)

Упражнение «Улыбка»

Тянуть губки прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Упражнение «Заборчик»
Зубы ровно ты смыкаешь
И заборчик получаешь.

Упражнение «Хоботок»

Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну...
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

Упражнение «Лопатка»

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так —
Ходят часики вот так.
День и ночь они не спят,
Все стучат, стуча, стучат.

Упражнение «Чистим зубы»

Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.

Упражнение «Горка»

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху поднимаются.

Организую Д/и «Хлопни, когда услышишь слово со звуком [З]»

Коса, роса, коза, полоса, жук, кожа, морозы, Лиза, Зоя, Соня, Зина, зубы, телевизор, Золушка, ждать, знак, зебра.

— Ну, что, ребята, отправляемся в путь. А помогут нам найти дорогу —указатели. А вот и первое задание, Эдик, прочти, пожалуйста. (ребенок читает: Прочитайте слова)

Организую Д/И «Прочитай слова по первым звукам»

(волк, апельсин, забор, автобус — ВАЗА
Гриб, апельсин, зонт, овощи, носки — ГАЗОН
Газета, лошадь, арбуз, заяц, ананас — ГЛАЗА
Ключ, ослик, звезда, арбуз — КОЗА
Замок, облако, нож, торт — ЗОНТ
Змея, ананас, малина, ослик, корова — ЗАМОК)

— Молодцы, ребята. Идем дальше. (на нашем пути — «речка»)

— Ребята, как нам перебраться на другой берег? (дети предлагают свои варианты, кто-то из детей предлагает построить мост)

— Ребята, посмотрите здесь что-то написано. Влад, прочитай, пожалуйста. (ребенок читает: Назовите сказки в названии которых встречается звук [З])

Дети называют сказку и строят мост из модулей.

— Как много сказок вы знаете, ребята. Давайте проверим все ли мы сказки назвали. (слайды № 10-11)

Дети переходят по мосту, где их встречает Золушка.

Золушка: Здравствуйте, ребята! Я так рада, что вы откликнулись на мою просьбу. Скоро состоится бал, а у меня еще так много работы. Вы мне поможете?

— Конечно, Золушка, что нужно сделать?

Золушка: Посмотрите на экран. (Слайд № 12)

— Ребята, что вы видите на экране? (Открытое окно). Что Золушке нужно сделать? (дети составляют предложение, выделяя голосом звук [З]: Золушка, закрой окно.). Аналогично составляются предложения с другими словами, представленными на слайдах (слайды № 13-19)

Золушка, застели кровать.
Золушка, зашей дырку.
Золушка, замеси тесто.
Золушка, заплети косу.
Золушка, завяжи ленту.
Золушка, заклей книгу.
Золушка, застегни молнию.

Золушка: Спасибо, вам, друзья! Вы так мне помогли! А еще я приготовила для принца подарок, вы поможете мне его закончить? (дети соглашаются)

Упражнение на мелкую моторику пальцев рук: дети украшают замок (выполненный в технике «Рисование пластилином») бисером, макаронами, крупами.

Во время работы фоном звучит «Песня Золушки», я предлагаю детям проговаривать скороговорку:

Замок закрыт на замок,
У входа в замок — звонок.
Столетняя пыль на звонке —
Замок сто лет на замке.

— Ребята, посмотрите какой замок у нас получился! Назовите красивые слова про замок. (дети называют)

Золушка благодарит детей за помощь и «уезжает» на бал. (слайды № 20-22)

— Ребята, как все здорово у нас с вами получилось. Вам понравилось сегодня заниматься? (ответы детей)

— Мне тоже очень понравилось с вами заниматься!