Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи, для детей раннего дошкольного возраста: «Весенняя сказка»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Абдрахманова Аиым Сериковна воспитатель второй категории, стаж – 8 лет, КГУ «Дом ребенка». Казахстан, Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск

Программное содержание:

 

Выявить уровень речевого развития детей группы, закреплять:

  • умение использовать в речи обобщающие слова: транспорт, посуда, мебель и т. д.;
  • употреблять слова обращения, приветствия;
  • определять на слух звуки музыкальных инструментов;
  • образовывать прилагательные от существительных, например, яблоко — яблочный;
  • составлять короткий рассказ по картине, отвечая на вопросы воспитателя;
  • выразительно рассказывать стихи;
  • активизировать в процессе речи использование существительных с суффиксами — очк, — ечк, — ичк, — еньк, прилагательных, глаголов.

Развивать речевое дыхание, внимание, речь, мышление, зрительную и слуховую память, ориентацию в пространстве, умение рассказывать короткие стихи. Воспитывать желание помогать окружающим, быть вежливыми. Поддерживать позитивную атмосферу в детском коллективе.

Оборудование: фигурки: дед, баба, домик, игрушки: колобок, ворона, пчелка; иллюстрации к дидактической игре «Какой сок?», «Узнай сказку», «Скажи ласково», игрушечные мебель, посуда, транспорт; аудио запись муз. инструментов, магнитная доска, магнитные элементы для сказки: дерево, солнышко, облака, цветы, листочки, птицы.

Предварительная работа: заучивание стихотворений; рассказывание сказок; рассмотрение иллюстраций по темам «Одежда», «Животные», «Цветы», «Насекомые», «Транспорт», «Мебель», «Птицы», «Деревья», «Игрушки»; прослушивание звучания музыкальных инструментов; составление и рассмотрение картины.

Художественное слово: стихи о солнце, облака, ворона, сказка про весну.

Ход занятия с детьми раннего дошкольного возраста:

I. Организационный момент.

Воспитатель вносит куклу Весну и рассказывает стихотворение.

Шла Весна-красна в синей косынке.
Несла Весна-красна в сундуке гостинцы.
Ягнятам — траву,
Гусятам — водицу,
Утятам — ряску,
А малышам — сказку.
Ребята, сегодня к нам пришла Весна, а вместе с ней — гости.
Скажем всем «Доброе утро!»

II. Мотивация.

Дети, Весна составила для вас сказку и нарисовала ее на картине, но сильный ветер развеял элементы сказки. На картине осталось только дерево. Весна очень расстроилась, ведь теперь она не сможет рассказать вам сказку. Малыши, давайте поможем Весне сочинить новую сказочку?!

III. Основная часть.

Но для этого нам нужно немного попутешествовать и выполнить некоторые задания. В этом нам будут помогать Весна и герои сказок. Мы пойдем путешествовать Весеннюю сказку искать. Ой, дети! Вы видите — какая-то избушка. Интересно, а кто в ней живет? (дед, баба).

У деда и бабы случилась беда, они забыли, как называются сказки. Поможем им вспомнить?

Дидактическая игра «Узнай сказку»

Наша тучка очень любит сказки. У нее есть иллюстрации к сказкам. Но они перепутались. Давайте мы поможем ей навести порядок в сказках.

Воспитатель: За вашу помощь облачко дарит вам своих сестричек-тучек. Возьмем их с собой. Будем дальше путешествовать, весеннюю сказку искать. Ребята, вы слышите какой-то странный звук? Что это? (пчелка)

Взгляните, это — пчелка. Но она почему-то грустная. Спросите у нее: «Пчелка, что случилось? Почему ты грустная?» Пчелка говорит, что она нашла какой-то предмет и не знает, что это. Может вы знаете что это, дети?

Дети: Да, это — дудочка, это музыкальный инструмент.

Воспитатель: Наш Данил знает хороший стих про дудочку.

Данил:
Дудочку-погудочку
Смастерил я сам.
Подражает дудочка
Разным голосам.

Воспитатель: Пчелка не знает, как звучит дудочка. А вы, ребята, знаете? Сейчас мы это проверим.

Дидактическая игра «Что это звучит? (муз. ин.)»

Молодцы, ребята! Вы все правильно отгадали. А теперь пчелка приглашает вас потанцевать под дудочку.

Физкультминутка.

Воспитатель с детьми выполняют танцевальные движения под музыку.
За прекрасный танец пчелка хочет подарить вам вот такие красивые цветочки.

А мы на прощание расскажем пчелке стихотворение:

С цветка на цветок,
Летает пчела.
Готовит медок,
Всегда весела.

Воспитатель: Посмотрите, дети, кто это к нам прикатился? (Колобок)
Колобок очень любит пить соки. А вы, дети, любите соки? В них много чего? (Витаминов)

Давайте расскажем, какие бывают соки!

Дидактическая игра «Какой бывает сок?»

Молодцы, ребята! У Колобка есть для нас подарок — листочки. Возьмем их для нашей сказки. И снова пойдем путешествовать, Весеннюю сказку искать!

Дети, вы видите дерево, а на нем — гнездышко. Вы знаете, что за птичка там живет? (Ворона).

Тема, расскажи стихотворение о вороне.

А ворона черная, черная
Хотя крикливая, но и проворная
В черные трубы залетает,
Черную сажу выметает.

Ворона очень обрадовалась, что вы пришли к ней. Она хочет поиграть с вами в интересную игру.

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Малыши, вы молодцы, очень хорошо отвечали. У нашей вороны очень много друзей-птиц. Давайте вспомним, каких птиц вы знаете.

Дети называют птиц.

Ворона хочет, чтобы эти птички стали и нашими друзьями. Возьмем их для нашей сказки! Дети, мне кажется, что мы собрали уже все элементы сказки. Давайте посмотрим, что у нас есть.

Дидактическая игра «Один — много»

А теперь садитесь удобно, будем сочинять сказку.

Воспитатель выкладывает собранные элементы на магнитной доске и рассказывает сказку. Дети заканчивают предложения, отвечают на вопросы по содержанию. (Дети отвечают):

Однажды утром в небе проснулось маленькое... (солнышко).

Оно посмотрело вокруг и загрустило — дерево стоит без листьев, цветы не цветут. Вдруг появились тучки. Одно облако закрыло солнышко и пошел над землей... (дождик).

Кап, как капает дождик? (Кап-кап).
Дождик закончился и на поляне расцвели... (цветы).
Какого цвета цветы? (Цветы красные).
На дереве тоже расцвели цветы и выросли... (листочки).
Какого цвета листочки? (Зеленые).
Появилось много птиц. Закаркала ворона. Где находится ворона? (Под деревом).
Зачирикал воробышек. Где сидит воробышек? (На дереве)
Заворковал голубь. Где ходит голубь? (Около цветка)
Застрекотала сорока. Что делает сорока? (Летит в небе)
Итак, получилась настоящая весенняя сказка.
Даша, расскажи нам стихотворение о весне.

Стих про весну

Весна, весна.
Текут ручьи,
Весна, весна.
Летят грачи,
Весна, весна.
Цветут цветы,
Пришла весна.
Как рады мы!

IV. Итог.

Дети, вам понравилась наша сказка? Весне тоже очень понравилось наше путешествие и за вашу помощь она хочет угостить вас вкусным соком. (Детей угощают соком).

Список литературы:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.
2. Двинянинова Ю. А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. — 2009. — № 12. — С. 43-47.
3. Мухина В. С. Детская психология. — М.: Апрель-пресс, 2004. — 315 с
4. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001.