Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Конспект занятия по основам экологии во 2-ой младшей группе: «В гости к медвежонку»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Федосова Ольга Николаевна — воспитатель, I квалификационная категория, ГККП Ясли-сад «Малыш» г. Петропавловск

Конспект занятия по основам экологии во 2-ой младшей группе: «В гости к медвежонку»

Образовательная область: познание

Цель: Уточнить и расширить представления детей о первых признаках весны. Закрепить знания о правилах поведения в весеннем лесу. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Учить делать выводы. Обогащать словарный запас детей. Вызвать радость от открытий, полученных в результате наблюдений.

Ход занятия

Қайырлы таң көк аспан,
Қайырлы таң жан досым,
Жылуыма жылу қос,
Міне менің қолым бос!

— Ребята, сегодня в группу, нам почтальон принес письмо. От кого же это письмо? Отгадайте загадку:

«В берлоге лапу он сосет,
И очень любит лесной мед,
Он может громко зареветь,
А зовут его...» (медведь)

— Правильно ребята а как мишка на казахском языке? (аю)

— Дұрыс балалар. Зимой у мамы медведицы родился маленький медвежонок. И проснувшись неожиданно в берлоге, он решил нам написать письмо. Послушайте его.

«Ау-ау, я попал в беду,
Водой затопило берлогу мою,
Ничего я не пойму, приезжайте, помогите,
Объясните мне, почему?».

— Ребята, поможем мы медвежонку разобраться, что происходит в лесу? и(соглашаются)

— Лес находится далеко, а на чем мы можем до него добраться? (мы можем поехать на автобусе, на машине, на поезде)

— Давайте отправимся на поезде. Но сначала нам нужно вспомнить как вести себя в лесу. Вам помогут вот эти картинки.

(на фланелеграфе правила поведения в лесу)

(нельзя разводить огонь, нельзя обижать животных, нельзя шуметь в лесу, нельзя мусорить в лесу, нельзя ломать деревья и кусты)

— Жарайсыңдар балалар! Вы все назвали правильно. Теперь нам можно отправляться в путь. Занимайте свои места. (имитация езды на поезде)

Паровоз кричит: «Ду-ду», я иду, иду, иду,
А загоны стучат, а вагоны говорят: «Так-так-так».

— Вот мы и приехали с вами в лес. Посмотрите как красиво на поляне. А что же это так ярко светит? (солнышко ярко светит)

— Дұрыс! А как солнышко на казахском языке? (солнышко на казахском языке кун)

— Весной солнышко поднимается высоко-высоко и начинает ярко светить.

Игра «Солнышко»

Вот как солнышко встает: выше, выше, выше,
К ночи солнышко заходит: ниже, ниже, ниже,
Хорошо, хорошо с солнышком живется, а под солнышком нам, весело поется,
Рано утром солнышко просыпалось, студеною водицей умывалось,
Протоптало солнышко сто дорожек, от чего у солнышка столько ножек?
(дети выполняют движения согласно тексту)

— Есть ли у солнышка ножки? А что у солнышка есть? (лучики)

— А какие у солнышка лучики? (горячие)

— Ребята, смотрите, а вот и медвежонок нас ждет. Давайте с ним поздороваемся. (Сәлеметсіз бе аю)

Медвежонок: Сәлеметсіздер ме балалар! Как хорошо, что вы приехали. Я вас очень ждал. Ой, ребята, вы слышите, что это за звук? (звуки капели) (это сосульки капают)

— А почему они капают? (потому что солнышко ярко светит)

Пальчиковая игра «Сосульки»

Шаловливые сосульки сели на карниз

Шаловливые сосульки, посмотрели вниз,

Посмотрели, чем заняться?

Стали каплями бросаться,

Целый день идет трезвон:

Тили, тили, тили бом!

— Смотрите, что же это под деревом? (это лужа, вода)

— А как она появилась? (снег растаял)

— А почему же он растаял? (потому что солнышко ярко светит, весна наступила)

— А как весна на казахском языке? (көктем)

— А как вы думаете, можно ли есть снег? (нет)

— А почему? (снег холодный, грязный, можно заболеть)

— А давайте проверим? Я сейчас перелью воду от растаянного снега в чистый стакан через фильтр. Посмотрите, какой фильтр? (чистый)

— А теперь посмотрите, какой фильтр? (грязный)

— Значит, вода была какая? (грязная)

— Оказывается белый, чистый, пушистый снег превратился в грязную воду. Поэтому снег не надо есть!

(раздается пение птиц)

— Ребята, вы слышите, чье это пение раздается? (это птицы поют)

— Чему они радуются? (они радуются теплу, весеннему солнышку)

Игра «Птички»

Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летели, на полянку сели,
Песенку запели: чик-чирик, чик-чирик.
(дети выполняют движения согласно тексту)

— Ребята, смотрите, какие красивые цветы на полянке. Вы знаете, как они называются? (это цветы-подснежники)

— А почему их так называют? (потому что они первыми появляются из-под снега)

— Ребята, а давайте с вами поиграем! Наденьте шапочки — цветочки на голову. Повернитесь, и в подснежник превратитесь. (дети садятся на корточки. Стихи сопровождают движениями, которые дети выполняют вместе с воспитателем)

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются), потянулись (тянутся),
Раз — росой они умылись (умываются),
Два — изящно покружились (кружатся),
Три — нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре полетели (бегают),
Пять они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).

— Молодцы, вы были настоящими цветочками-подснежниками. Теперь нам надо обратно превратиться в деток. Повернитесь, и в ребяток превратитесь. (дети возвращают цветы — шапочки под дерево)

Мы гуляли долго, каждый очень рад, но пора вернуться нам к обеду в детский сад. Ребята, мишка мне прошептал, что для вас приготовил подарки и оставил их под деревом. Давайте посмотрим. Какие красивые солнышки, правда, ребята? (соглашаются) (ребята одевают солнышки и благодарят медвежонка)

— А давайте еще раз напомним нашему медвежонку, какие приметы у весны. (дети подбирают соответствующие картинки весны, прикрепляя на фланелеграфе) (прощаются с медвежонком)

— Ребята, занимайте свои места, наш поезд отправляется. (имитация езды на поезде)