Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Конспект занятия «Летом в лесу» с использованием пальчикового игротренинга экологического содержания с детьми старшей группы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Шарова Ирина Валериевна, воспитатель, первая квалификационная категория высшего уровня, ГККП ДО № 18 «Гаухар» ГУ отдела образования г. Актобе

Конспект занятия «Летом в лесу»

Программное содержание:

— углублять и закреплять знания и представления детей о природе, явлениях в природе;
— учить отображать руками реальность окружающего мира — предметы, животных и людей, их деятельность, явления природы;
— учить выразительности движений, выражению чувств с помощью пантомимики;
— закреплять знание правил поведения в лесу;
— закреплять умение ориентироваться;
— закреплять умение имитировать характерные движения;
— развивать речь, речевое дыхание детей: работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью;
— развивать логическое и образное мышление, внимание;
— развивать слух, зрительную и двигательную память детей;
— развивать произвольную мимическую моторику, мелкую и общую моторику пальцев, координацию движений, выразительность движений;
— развивать ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание;
— расширять словарный запас;
— стимулировать развитие центральной нервной системы, всех психических процессов;
— формировать любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного;
— с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность ко всему живому и прекрасному;
— воспитывать бережное отношение и любовь к природе, всему живому;
— воспитывать доброту.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними — улыбнемся (дети дарят улыбки гостям). Ребята, хотите отправится в лес на прогулку? Не за ягодами и не грибами, а за чудесами. Но сначала надо повторить правила поведения в лесу. (Дети называют правила.) Ребята, а как можно туда добраться? Давайте закроем глаза (звучит музыка) и представим то, как мы в лес добираемся. (Представляют. Музыка перестает звучать.) А теперь откройте глаза и расскажите мне, кто как добирался до леса. (Ответы детей.) Ребята, да мы с вами попали на лесную поляну. Посмотрите, какая красота вокруг! А что это там в небе? (Солнышко.)

Игра-пантомима «Солнышко»

А вот и солнышко. Оно дарит нам красные, оранжевые и желтые лучи.

Голова вытянута вперед и чуть приподнята.

Давайте подставим лицо солнечным лучам. Они ласкают наше лицо,  согревая своим теплом.

Глаза закрыты, мышцы лица расслаблены. Пальцы рук – лучи – ласкают лицо.

А уж ясно солнышко припекло, припекло и повсюду золото разлило, разлило. «Здравствуй, Солнышко! Спасибо тебе!»

Дети поднимают руки вперед, затем вверх, ладонями кверху, приветствуя солнышко, кланяются в пояс.

Воспитатель: Ребята, а что такое лес? Зачем нужны деревья? А люди и деревья похожи? (Ответы детей.) Давайте представим, что мы деревья: ноги — корень, туловище — ствол, руки — ветки, кисти рук — листочки.

Игра-пантомима «Люди и деревья»

— Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются (руки поднимаем вверх и медленно покачиваем ими из стороны в сторону).

— Листочки разговаривают между собой (ротиком произносим: «Ш-ш-шшш...»).

— Подул слабый ветерок, и листочки зашевелились (двигаем только кисти рук).

— Прилетела тучка и принесла с собой дождик, застучали капельки по листочкам, те чуть вздрагивают от ударов капель (быстро и резко поднимаем кисти рук, затем опускаем, ротиком произносим «Кап-кап-кап...»).

— Но вот налетел сильный ветер (ротиком произносим «Ф-ф-ф...»).

— Тучка улетела, дождик кончился, а деревья качаются все сильнее и сильнее (наклоняемся влево, а затем вправо).

— Но вот и он улетел, и в лесу стало так спокойно и тихо. А какой чистый свежий воздух, давайте подышим (руки опустили, дышим — носом вдох, ртом — выдох).

Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в лесу? (Ответы детей.) Давайте покажем самого слабенького, серенького.

Пальчиковая гимнастика «Зайцы»

Скачет зайка косой

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуты, остальные выпрямить и соединить

Под высокой сосной.

Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить.

Под высокой сосной.

Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы левой руки вытянуты, остальные выпрямить и соединить.

Воспитатель: Ребята, а кто сидит на ветке? Какую пользу они приносят? (Ответы детей.)

Гимнастика для рук «Полет птиц»

Птица отдыхает.

Руки скрещены в запястьях, пальцы-крылья – расслаблены, лежат на  предплечьях.           

Птица проснулась.

Пошевелила одним крылом, другим.

Птица полетела.

Взмахи рук-крыльев – легкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев

Воспитатель: Ребята, а птицы разве летают одинаково? Или по-разному? (Ответы детей.) Ну, тогда покажите мне кто как летает:

— Колибри (пальцы-крылья движутся быстро-быстро, почти трепещут).

— Синичка (взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица все время меняет направление полета).

— Чайка (плавные, широкие взмахи крыльев, временами птица парит в воздушном потоке на распахнутых крыльях).

— Орел (резкий, быстрый, «хищный» взмах крыльев вверх, а затем медленное спокойное движение вниз).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за желтенькие цветочки вокруг? (Ответы детей.)

Гимнастика для рук «Одуванчик»

Носит

Одуванчик

Желтый

Сарафанчик

Подрастет

Нарядиться

В беленькое

Платьице

Легкое

Воздушное

Ветерку

Послушное

Руки внизу, сжать пальцы в кулачки.

Пальцами рук сделать «шарик» (соединить запястья и кончики соответствующих пальцев обеих рук).

Разъединить кончики пальцев (раскрыть «цветок»).

Руки впереди вниз ладонями, обвести ими вокруг себя.

Руки внизу, перебирая пальцами поднять руки вверх.

Руками провести вдоль туловища сверху вниз.

Через стороны поднять руки вверх и замкнуть пальцы над головой, образуя большой шар.

Руками провести вдоль туловища сверху вниз по бокам.

Руки внизу, от середины в стороны легко отбросить руки.

Повторить движение.

Помахать ладонями на себя.

Погрозит указательным пальчиком

Воспитатель: В нашем лесу есть озеро. Ребята, а откуда в нем вода? (Ответы детей.)

Игровое упражнение «Волны» (в кругу)

— Вода в озере спокойная (дети плавно разводят руками в стороны).

— Но вот налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями вверх — вниз).

— Понравилось ветерку играть с водой, и он подул сильнее. Вода в озере забурлила, заплескалась, засверкала (движения кистями становятся быстрее).

— Но вот ветер наигрался и стих. Опять водная гладь спокойная (плавные движения руками в стороны).

Воспитатель: Ребята, А кто живет в воде? (ответы детей.) Давайте покажем, как плавают рыбки.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде:
Т сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Голова рыбки — основание ладони; хвостик — пальчики, они расслаблены и легко извиваются. Отступая назад, разворачиваются, позволяем рыбке поплавать по всей комнате. Рыбки могут: собираться в стаи, расплываться в стороны...

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. А вернемся мы так же, как и попали сюда. Закройте глаза и представьте, что мы возвращаемся (звучит музыка). Откройте глаза. Вам понравилось наше путешествие? А что запомнилось больше всего? Что было необычного? (Ответы детей.)

Давайте попрощаемся с нашими гостями — помашем им ладошками.