Шестой Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

Конкурс чтецов «Читаем стихи А.С. Пушкина»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Нурканова Роза Кенисовна учитель русского языка и литературы «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» СКО г. Петропавловск

Конкурс чтецов «Читаем стихи А.С. Пушкина»

«Я помню чудное мгновенье...» Мы все помним со школьной скамьи эти, казалось бы, простые слова, которые в сердцах людей многих поколений. А ведь Александр Сергеевич Пушкин эти слова сказал так давно... Кажется, что эти слова мы знали всегда...

Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, создатель современного русского литературного языка, а его произведения — это образ, эталон языка. Ещё при жизни поэта называли гением, стали считать «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.

В своё время Лев Толстой сказал: «Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко...»

«Я вас любил», «Дубровский», «Евгений Онеги», «Руслан и Людмила», сказки, поэмы, повести — не перечесть... Прошлое и современность неотделимы друг от друга, культура и просвещение, а тем более художественная литература, проникнутая высокой духовностью.

Вот уже не в первый раз Международный центр развития «ASIA EDUCATION» г. Нур-Султан организовывает конкурсы для учебных заведений. На этот раз организаторы конкурса Международный центр развития «ASIA EDUCATION» объявил республиканский конкурс чтецов «Читаем стихи А. С. Пушкина».

Целью конкурса чтецов является популяризация творчества А. С. Пушкина, содействие раскрытию творческого потенциала участников, привлечение интереса к истории и литературе.

Задачи конкурса:

  • привлечение интереса к творчеству А. С. Пушкина;
  • возрождение традиции звучащего слова;
  • пробуждение интереса к чтению;
  • воспитание литературного и художественного вкуса;
  • воспитание культуры чтения;
  • воспитание активной жизненной позиции;
  • развитие навыков выступления перед аудиторией.

Наша «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» не в первый раз приняла активное участие в этом конкурсе.

Администрация школы, учителя и воспитатели не оставили наших учащихся без внимания, дали возможность проявить себя в этом конкурсе. Все с глубоким интересом и творчески отнеслись к данной работе. А ведь наши дети — это дети с особыми образовательными потребностями.

Государство помогает нашим детям адаптироваться в жизни. И коллектив нашей школы не оставляет без внимания ни одного ребенка. Все воспитанники школы и даже те, которые находятся на надомном обучении, активно вовлечены в учебный, творческий процесс. А это — правильная позиция администрации школы, учителей, воспитателей.

Имеется потребность в создании особых условий для обучения и социализации в обществе. И это делает жизнь наших воспитанников более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди.

В школе прошёл начальный этап конкура, конкурс чтецов среди учащихся. Школьная комиссия во главе с директором Какпеновым Р. Ж. рассматривала конкурсные выступления, и отнеслась к работам детей с огромным интересом...

Почему? Да потому, что наши особенные дети, даже находясь на надомном обучении, приняли активное участие и показали свои творческие возможности. А участников конкурса было — тридцать два! И самое трогательное, что неподдельный интерес проявили все: активно и с азартом принялись за работу ученики, учителя, воспитатели и родители. Большой эмоциональный заряд, интерес к творчеству Александра Пушкина вдохновил учащихся и их родителей заново перечитывать произведения гения русской художественной литературы. А это в свою очередь, подкрепляет самооценку наших воспитанников, уверенность в своих возможностях, приобретение навыков самостоятельной работы, положительных эмоций в семье.

Учащиеся младшего и старшего звена школы с интересом и любовью цитируют: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Зимнее утро», «Унылая пора...», «Уж небо осенью дышало....», «Лукоморье», «Птичка».

И вот — это Пушкин, это красота русского слова, это передача чувств, нежности, энергии и ритма жизни. Это и жизнь, и слёзы, и любовь...

Ну как же определить самого лучшего чтеца, самого проникновенного и выразительного? Да, было нелегко, признаемся. Но строгое и непредвзятое жюри учитывали все нюансы выступлений: эмоциональное своеобразие чтецов, подготовку, оформление... И, наконец, пришли к таким результатам, что были выбраны работы учащихся, которые рекомендовали на II республиканский конкурс чтецов «Читаем А. Пушкина».

А вот и результаты республиканского конкурса:

  • ученик 7 класса Жолудев Виктор — 1 место Диплом. Тема конкурсной работы: «Я помню чудное мгновенье», руководитель — Какпенов Ризабек Жазитович.
  • ученица 8 класса Кукса Елена — 2 место Диплом. Тема конкурсной работы: «Я вас любил: любовь ещё, быть может», руководитель — Кожабаева Алия Аблаевна.
  • ученица 8 класса Пчелинцева Татьяна — 3 место Диплом. Тема конкурсной работы: «Уж небо осенью дышало», руководитель — Коваленко Наталья Владимировна.

Директор школы Какпенов Р. Ж. был отмечен Грамотой за подготовку победителя во II республиканском конкурсе чтецов «Читаем А. Пушкина».

Были вручены сертификаты участника:

  • ученик 2 класса Носов Никита. Тема конкурсной работы: «Птичка», руководитель — Маженова Дина Дюсембаевна;
  • ученица 4 класса Лысенко Кристина. Тема конкурсной работы: «Зимнее утро», руководитель — Герасименко Ирина Фёдоровна;
  • ученица 9 класса Харламова Яна. Тема конкурсной работы: «У лукоморья дуб зелёный», руководитель — Нурканова Роза Кенисовна.

Обучение детей с особыми образовательными потребностями направлено на расширение у них кругозора и формирование собственного мнения, обучение навыкам и умениям, которые необходимы им для ведения в современном обществе нормальной и полноценной жизни... Чем шире возможности их удовлетворения, тем выше шанс ребенка получить максимальный уровень развития и необходимую ему поддержку на сложном этапе взросления. И такие мероприятия дают возможность ученикам нашей коррекционной школы проявить свои возможности, реализовать мечту о выступлении перед публикой, почувствовать свою индивидуальность, удивить и удивляться самому, ощутить прелесть литературного слова.

Поэзия Александра Пушкина проникает в нашу душу, срастаясь с ней, как песня, как молитва; как чистое и безоблачное детство, горячая юность, опыт зрелости. Мы дышим миром, временем Пушкина и с самим поэтом, как воздухом, который есть и его не надо искать, он в тебе...

Его поэзия — это истинная красота Слова! Видение жизни, судеб людей, их переживания — свидетельство того, что Александр Пушкин воспринимает мир как откровение красоты, в которой и через которую ему открывается и открывается его читателям. Она становится доступной и мудрой для каждого из нас.

«О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить хочу, я жить люблю...»

И в разные периоды жизни мы ищем духовную поддержку в поэзии, в слове, помним и цитируем стихи Александра Сергеевича Пушкина. Мы вольно или невольно обращаемся к нему, к его произведениям. И, когда вдумчиво и зрело осмысливаем его строки, то осознаем умом и всем сердцем, что лучших слов и не найдешь: глубина слова, глубина переданных чувств — это сам Пушкин. И думаешь, что сказать то уже лучше и не сможешь, уже всё сказано...

Кажется, так просто, а ведь никто так «просто» об этом не говорил, не удивлял, не зачаровывал, как великий Пушкин. Вот они мгновения, чудные мгновения бесконечной человеческой жизни...