Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Концептуальные подходы к организации здоровьесберегающего пространства на уроках географии

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Тимошина Алена Григорьевна Зам.директора по воспитательной работе, учитель географии Пригородной средней школы г. Актобе

Концептуальные подходы к организации здоровьесберегающего пространства на уроках географии | Фото с сайта liceychepetsk.ru

Педсовет-семинар в рамках областного эксперимента.

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX–XXI веков, что требует, что требует нового подхода к организации здоровьесберегающего пространства школы.

Здоровьесберегающее пространство определено как многоуровневая образовательная система и социально организуемая воспитательная среда, в которой приоритетами выступает здоровый образ жизни, культура здоровья, прогнозирование здоровьесберегающей деятельности. Содержательными компонентами пространства являются образовательный, социальный, креативно-деятельностный и реабилитационный. Здоровьесберегающее пространство обеспечивает осознание его субъектами ценности здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья, продуктивную активность всех участников пространства по развитию навыков культуры здоровья и духовно-нравственного самосовершенствования.

Отличительные для нашего времени изменения в характере образования — в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют на организацию здоровьесберегающего пространства, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.

Обязательным требованием должно быть то условие, что определение приоритета здоровья в образовательном учреждении является той общей идеей, которая объединяет и сплачивает работу всех участников образовательного процесса и, прежде всего — педагогов.

Проблема сохранения здоровья учащихся актуализируется в условиях влияния неблагоприятных социальных и экономических факторов, социокультурных изменений, вызванных глобальными и региональными обстоятельствами.

Здоровьесберегающее пространство включает в себя:

1. Материально-техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
2. Рациональный режим питания.
3. Физическую подготовленность учащихся.
4. Рациональное использование учебных нагрузок.

Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды общеобразовательного учреждения:

1-й блок «Управление здоровьесберегающей образовательной средой»

  1. Разработка оздоровительной программы
  2. Разработка функциональных обязанностей участников образовательного процесса
  3. Контроль за выполнением программы

2-й блок «Организационная работа»

  1. Оптимизация учебного процесса
  2. Оптимизация учебных нагрузок
  3. Кадровое обеспечение

3-й блок «Диагностика и мониторинг»

  1. Санитарно-гигиеническое обеспечение
  2. Диагностика ежедневного питания
  3. Диагностика уровня здоровья
  4. Диагностика физической подготовленности
  5. Прогноз заболеваемости
  6. Разработка индивидуальных оздоровительных программ.

4-й блок «Методическая работа»

  1. Создание условий для заинтересованного обучения учащихся
  2. Университет здоровья для родителей
  3. Введение предмета валеологии и валеологических семинаров
  4. Разработка памяток для педагогов
  5. Индивидуальное и групповое консультирование
  6. Подготовка и участие в мероприятиях по вопросам здоровья
  7. Cоциально-психологическое сопровождение

5-й блок «Учебно-воспитательная работа»

  1. Интеграция вопросов валеологии в преподавании базисных дисциплин
  2. Организация научно-исследовательской работы учащихся
  3. Беседы о ЗОЖ
  4. Викторины, КВН, диспуты
  5. Разработка памяток для учащихся
  6. Индивидуальное консультирование.

Остановимся на некоторых блоках.

3-й блок «Диагностика и мониторинг», этому вопросу должно быть уделено самое пристальное внимание. Предлагаем заполнить таблицу диагностики отрицательных и положительных влияний на работоспособность.

Положительные стороны
Отрицательные стороны
   

4-й блок «Методическая работа». Остановимся на создание условий для заинтересованного обучения учащихся. Предлагаем использование игровых и познавательных элементов побуждающих интерес и благоприятные эмоции. Интерактивная методика «Минута улыбки».

5-й блок «Учебно-воспитательная работа». Разработка памяток для учащихся. Беседы о ЗОЖ. Викторины по географии, КВН, географические рекорды, диспуты предлагается проводить в нестандартной форме. Игра «Имена на карте». Пословицы по теме ЗОЖ. Витаминизация. Фито-бар.

Памятка педагогу по проведению урока географии с позиции здоровьесбережения:

  1. Учитывать обстановку, гигиенические условия, температуру, свежесть воздуха, рациональное освещение класса и качество доски, наличие неприятных звуков
  2. Учитывать число видов учебной деятельности: работа у карты, с контурной картой, чтение, рассказ и др. Частые смены требуют адаптации
  3. Ориентировочная норма чередования видов учебной деятельности 7–10 минут
  4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа
  5. Наличие и выбор методов на уроке способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения
  6. Длительность применения ТСО
  7. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты
  8. Наличие вопросов на уроке связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
  9. Психологический климат на уроке
  10. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: улыбок, афоризмов с комментариями

Таким образом, построение здоровьесберегающего пространства общеобразовательного учреждения представляет собой сложный и длительный процесс, реализация которого требует учета всего многообразия факторов, определяющих самообразовательное пространство. Поэтому положительный конечный результат, может быть, достигнут только через систему.

Категория: