Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Классный час «Ыбрай Алтынсарин»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гринько Любовь Николаевна учитель русского языка и литературы, 1 категория, педстаж — 33 года. Северо—Казахстанская область, Аккайынский район КГУ «Ивановская средняя школа»

Учитель. (1 слайд) На этапе демократизации казахстанского общества в условиях формирования новых социально-экономических отношений проблема совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения остается одной из приоритетных. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан записано: «Главным приоритетом объявляется профессиональное образование на всех его уровнях: начальном, среднем, высшем, послевузовском. Это никоим образом не умаляет значения среднего общего образования, напротив, повышается важность этого уровня образования для обеспечения главного приоритета в образовании» .

«Ыбрай Алтынсарин заложил основы казахского светского образования, он — автор первых учебников на казахском языке», — так отметил Н. А. Назарбаев в Стратегии «Казахстан 2050»

Ы. Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.

(2, 3 слайд) Ыбрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда — Бий Балгожа Джанбурчин, который состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей. В то же время Балгожа являлся знатоком казахского устного литературного творчества, иногда сам сочинял стихи, был красноречивым оратором.

В 1850 году, когда в Оренбурге, административном центре Тургайской области, открылась одна из первых школ для казахских детей, целью которой была подготовка грамотных людей для царской администрации, дед определил Ыбрая в ученики. О периоде учебы его в школе сохранился один из архивных документов, где говорится о том, что он отличался настойчивостью и самостоятельностью.

В 1857 году Ыбрай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу, научные труды и художественные произведения восточной, русской и западно — европейской культуры.

Ы. Алтынсарин, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, мечтал заниматься педагогической работой, в которой видел свое призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в г. Тургай, но и здесь местные царские власти долго не давали возможности Ыбраю Алтынсарину посвятить себя любимому учительскому делу, определяя его то помощником судьи, то судьей, помощником начальника, и. о. начальника уезда. Только в 1865 году удалось, наконец, перейти на педагогическую работу. В дальнейшем, почти 20 лет, он занимал руководящие должности в системе народного просвещения.

На посту инспектора по народному образованию в Тургайском уезде он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем-просветителем и крупным общественным деятелем. «Школы — это главные пружины образования киргизов, казахов,— писал Ыбрай Алтынсарин,— ... на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа».

(4, 5, 6, 7 слайд) Поборник просветительства, Ы. Алтынсарин считал святым долгом образованного человека нести знания детям. Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политики царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Ы. Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ыбрая, стараясь внушить, что он якобы хочет «крестить» казахских детей и подготовить их к «солдатской службе» в русской армии. Ы. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, «следуя Магомету, будьте слугами белого царя».

Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Ы. Алтынсарин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нем открылись русско-казахские школы в Тургае, Илецкой защите, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы.

«На нашу долю, — писал он, — теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать все, насколько хватит у нас сил и уменья... Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей». По его инициативе было открыто 7 начальных школ, 4 двухклассных училища для детей-казахов, в том числе первые школы для казашек с преподаванием в них предметов на родном и русском языках. В 1883 году в Орске была открыта казахская учительская семинария.
Ы. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.

Всю свою жизнь Ы. Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. "Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования«,— писал он.
Ы. Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

(8 слайд) Алтынсарин занимался и литературной деятельностью. Он известен как автор превосходных стихотворений, направленных на защиту бедноты. Критику эксплуататоров и духовенства, а также много других рассказов для детей, которые воспитывали у читателя лучшие нравственные качества: трудолюбие, доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим и т. д.

Перевел на казахский язык произведения Л. Толстого, К. Ушинского, И. Крылова и других.
Его перу принадлежит целый ряд рассказов и новелл. Его по праву называют основоположником казахской детской литературы. Алтынсарин по праву считается зачинателем теории обучения и воспитания детей, основоположником педагогической мысли в дореволюционном Казахстане. Многосторонняя деятельность И. Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа.

(9, 10, 11 слайд) Значительный вклад внес Алтынсарин в исследование устного народного творчества казахов, их обычаев и традиций. («Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства») Они пользовались популярностью среди ученых кругов России и не утратили своего значения до сих пор.

Значение Алтынсарина в истории народного образования в Казахстане очень велико. Деятельность Алтынсарина представляет для нас огромный интерес с точки зрения развития общественной мысли и его места в истории народного образования и казахской литературы. Мы отдаем дань уважения Алтынсарину за его выдающуюся деятельность в качестве первого народного учителя, первого организатора народных школ в Казахстане и первого педагога-теоретика, вышедшего из среды казахского народа.Создав на родном языке высокоталантливые рассказы и стихотворения для казахских детей, Алтынсарин занял в истории казахской литературы как писатель-художник надлежащее место — наряду с Абаем. Его искренне, задушевно написанные произведения, столь близкие детскому сердцу и детским интересам, и поныне не устарели. Велико значение Алтынсарина в истории, этнографии и краеведении.

Алтынсарин проявил свою неутомимую, кипучую деятельность как талантливый педагог, писатель и общественный деятель, борец за народную школу, за просвещение казахского народа

Викторина

1. Год издания «Казахской хрестоматии» Ы. Алтынарина:
А). 1875
б). 1879
В). 1880
Г). 1889

2. Область науки, в которую внес Ы. Алтынсарин наибольший свой вклад:
А). педагогика
Б). математика
В).ИЗО
Г).география

3. Какие школы были созданы Алтынсариным?
А).Светские
Б).Ремесленные
В).Народные
Г) Религиозные

4. По мнению Алтынсарина, распространению русской культуры среди казахов будет способствовать:
А) Переход к капиталистической экономике
Б) Переход казахов к оседлости и земледелию
В) Открытие русско-казахских школ
Г) Занятие ремеслом

5.Количество слов и фраз в учебнике «Руководство к обучению русского языка»:
А). 550
Б). 500
В). 600
Г). 1500

6. По мнению Алтынсарина, для борьбы со старыми традициями и суевериями было необходимо:
А) Вооружить молодежь знаниями
Б) Поднять молодежь на борьб
В) Раскулачить баев
Г) Объединить молодежь

7.Алтынсарин в Оренбургском областном правлении работал:
А) Инспектором
Б) Судьёй
В) Учителем
Г) Переводчиком

8. Область, в которой родился Ы. Алтынсарин
А) Кызылординская
Б) Торгайская
В) Кустанайская
Г) Актауская

9. Круг научных интересов Алтынсарина:
А) Педагогика и языкознание
Б) История и этнография
В) География и биология
Г) Фольклористика и литература

Категория: