Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

КазНУ им. аль-Фараби готовит специалистов по новой образовательной программе «Медико-педагогическое сопровождение инклюзивного образования»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Магауова А. С. — доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, почетный работник образования РК.
Талипова Назым Аскаровна магистрант 1 курса специальности «Педагогика и психология», Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, город Алматы

КазНУ

Инклюзивное образование в РК рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования страны, является ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования.

С нового 2020/2021 учебного года в КазНУ имени аль-Фараби при кафедре «педагогики и образовательного менеджмента» на магистратуре открыта новая специальность 7M01106 «Медико-педагогическое сопровождение инклюзивного образования». Подготовка научно-педагогических кадров в сфере инклюзивного образования осуществляется совместно с Казахским Национальным медицинским университетом имени С. Д. Асфендиярова. Цель программы: подготовка специалистов, способных организовать психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями с учетом нарушений развития, проводить консультативно-реабилитационную, коррекционную и терапевтическую работу, вести научно-исследовательскую деятельность в условиях инклюзии.

По данной образовательной программе помимо психолого-педагогических дисциплин изучаются следующие медицинские дисциплины: Функциональные (невротические) расстройства в детском возрасте; Нарушения формирования психо-речевых функций в детском возрасте; Анатомо-физиологические основы функционирования нервной системы; Медико-реабилитационная и терапевтическая работа при заболеваниях нервной системы; Медико-психологическое сопровождение инклюзии при паралитических синдромах; Методы коррекции и первая помощь при эпилепсии; Исследование телесно-когнитивной сферы: клинические проявления и диагностика.

Обучение частично проходит на базе РГП на ПХВ «Республиканский детский реабилитационный центр Балбулак». Реализуется практико-ориентированное обучение, то есть все знания, приобретенные на лекционных занятиях, студенты сразу закрепляют практической работой на семинарских занятиях. Магистры наблюдают за процессом проведения реабилитационных мероприятий и проводят диагностику познавательных процессов детей.

Преимуществом образовательной программы «Медико-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» от других ОП по специальности «педагогика и психология» проявляется в том, что студенты имеют возможность углубленно изучать:

1. функциональные расстройства у детей в возрастной динамике;
2. этиологию, патогенез, клинику детей с нарушениями психо-речевых функций;
3. закономерности функционирования нервной системы у детей в онтогенезе;
4. теории и подходы к консультативно-реабилитационной работе с лицами, имеющими особые образовательные потребности;
5. коррекционные и терапевтические программ с учетом сенсорного, двигательного, когнитивного и психоэмоционального статусов детей;
6. клинические проявления эпилептических приступов их влияние на здоровье ребенка; психологические, речевые, поведенческие расстройства у детей с эпилепсией; признаки состояния ребенка, требующие неотложной медицинской помощи и др.;
7. тенденций и закономерности развития телесно-когнитивной сферы на основе локализационных функций мозга;
8. анатомию и физиологию двигательной функции в норме и при патологии нервно-мышечной системы;
9. основные причины психофизических нарушений развития; эндогенных (генетических) и экзогенных (средовых) факторов патогенного развития; особенности развития и воспитания лиц с нарушениями интеллектуальной сферы и др.

Таким образом, магистранты, изучившие выше изложенные дисциплины будут иметь представление как проводить консультацию, диагностику, реабилитационную и коррекционно-развивающею работу как с нормотипичным так и с детьми имеющими особые потребности. Специалисты, знающие основы различных нарушений и аномалий развития, индивидуальных и возрастных особенностей, закономерностей функционирования нервной системы, когнитивных, сенсорных, двигательных функций, психо-эмоционального развития смогут осуществлять эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся.

Выпускники, закончившую эту специальность, получат не только академическую степень магистра «педагогики и психологии», но широкий спектр профессиональных компетенций, позволяющих им работать как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных (коррекционных), реабилитационных центрах, медицинских учреждениях.

Как показывает практика, последние меры инклюзивной политики направлены на увеличение числа учащихся с ОВЗ посещающих общеобразовательную школу.

Инклюзивное образование предполагает создание всех условии для обучения детей с особыми образовательными потребностями в детских садах, школах, колледжах и вузах страны.

Вице-министр образования и науки РК Шолпан Каринова информирует, что на сегодняшний день эти условия были созданы в 1882 детских садах и 4507 общеобразовательных школах Казахстана. С каждым годом по стране увеличивается число инклюзивных и коррекционных классов в общеобразовательных школах.

Согласно аналитическому отчету МОН РК «Реализация принципов болонского процесса в республике Казахстан в 2019 году» общее количество студентов инклюзивного образования в 2019-2020 учебном году в вузах Казахстана — 137 128 человек, из них:

— инвалиды I группы — 148 чел.,
— инвалиды II группы — 394 чел.,
— инвалиды III группы — 1143 чел.

Связи с чем можно с уверенностью утверждать, что профессия педагога-психолога в инклюзивном образовании будет пользоваться большим спросом. Так же можно отметить, что такие специалисты в настоящее время являются большой редкостью на рынке образовательных услуг. Поэтому прогнозируется высокая востребованность таких специалистов в будущем. И в этом значим вклад Казахского Национального университета им. аль-Фараби, успешно осуществляющий подготовку высококвалифицированных специалистов для сферы инклюзивного образования.

Список используемой литературы

1. Екатерина Гуляева «Инклюзия: проблемы и перспективы». https://semeyainasy.kz/%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B/
2. Аналитический отчет «Реализация принципов болонского процесса в республике Казахстан в 2019 году». https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2Fenic-kazakhstan. kz%2F%2Fuploads%2Fadditional_files_items%2F56%2Ffile%2Fanaliticheskiy-otchet-za-2019-god. pdf%3Fcache%3D1581490562&embedded=false
3. Официальный сайт Казахского национального университета имени аль-Фараби. https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/magistracy/speciality/1914#passport

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF