Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Каким образом работа в группах будет влиять на активность и вовлеченность учащихся малокомплектного класса в процесс обучения

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Булгучева Вера Анатольевна, учитель начальных классов высшей категории, стаж 23 года, КГУ «СШ № 29 села Сенокосное» Осакаровский район, Карагандинской области

Каким образом работа в группах будет влиять на активность и вовлеченность учащихся малокомплектного класса

Проблема: Снижение активности и вовлеченности учащихся в процесс обучения, что оказывает негативное влияние на качество знаний.

Актуальность: Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т. к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, поддержать инициативность, самостоятельность детей, сформировать у них навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.

Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы — это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа.

Цель: Исследование влияния групповой работы на активность и вовлеченность учащихся в процесс обучения.

Задачи:

Для учителя: повысить активность и вовлеченность учащихся в процесс обучения через внедрение групповой работы.

Для учеников: повысить активность учащегося на уроке.

Гипотеза:

Групповая работа будет способствовать успешности обучения. Учащиеся научаться работать в группе, повысится активность и вовлеченность учащихся в процесс обучения. В результате групповой работы ученики научатся слышать и слушать друг друга, высказывать свое мнение, научатся задавать вопросы открытого типа для предоставления обратной связи. Ученик научится предоставлять обратную связь.

Содержание

1. Введение.
2. Технологический процесс групповой работы.
3. Организация группового взаимодействия учащихся.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
6. Приложение.

1. Введение

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И. Г. Песталоцци

«На современном этапе в условиях ускоренного социального и экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к системе образования, содержанию, формам и методам обучения» [онлайн на: httpss://sspu. ru/pages/postgraduate/doc/abstracts/2012/hien. doc] (получено 10 августа 2013) в школе.

Проанализировав успешность стран, занимающих лидирующие позиции по качеству образования, я пришла к выводу, что качество образования определяют прежде всего такие факторы, как хорошо подготовленные учителя, а так же процесс обучения, ориентированный на ребёнка и предполагающий активное вовлечение учащихся.

Система образования Финляндии и Сингапура представляет для меня особый интерес, поскольку высокий уровень качества обучения в этих странах подтвержден многими международными исследованиями. По результатам международных исследований Pisa, лидером в рейтинге лучших систем образования является Финляндия, Сингапур занимает пятое место.

Чем же обусловлены такие высокие результаты образования в этих странах?

Главный принцип скандинавского обучения — помочь детям понять учебный материал и применить свои знания, а не просто повторять их.

На уроках в Финской школе учащиеся часто работают в группах. Четыре-пять учеников сдвигают вместе школьные парты и получают задание от учителя. В группе читают, обсуждают или проверяют что-то друг у друга. Проанализировав работу школьников на уроке в финской школе, я пришла к выводу, что групповую работу можно считать одним из факторов повышения качества образования.

Система школьного образования в Сингапуре ставит целью развитие личности, способной к раскрытию своего таланта, постоянно обучающейся, быстро адаптирующейся в изменяющемся обществе. Главная задача основной школы в Сингапуре — научить детей учиться.

Малокомплектные классы имеют свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает не всегда положительное влияние на процесс развития ребенка. Основное отличие урока в малокомплектном классе: класс разновозрастный; учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель работы в каждом классе. Отсюда его сложности и особенности. Детям необходимо овладеть такими умениями, как:

  • сосредоточиваться на выполнении задания;
  • не слушать объяснения учителя для другого класса;
  • не слушать ответы учеников другого класса;
  • быстро перестраиваться, когда учитель обращается к ним.

Структура уроков не отличается многообразием. Строятся они в основном по схеме комбинированного урока:

  • организация класса;
  • повторение изученного;
  • усвоение новых знаний;
  • закрепление;
  • задание на дом.

Ведущих форм усвоения новых знаний, умений две:

  • работа под руководством учителя;
  • самостоятельная работа учеников.

В сумме они занимают около 80-90% всего времени урока.

Главный недостаток в уроке — слабое управление самостоятельной работой учеников со стороны учителя или полное его отсутствие. Учитель вынужден работать с каждым классом не более половины урока, а остальное время организовывать самостоятельную работу, внимание учителя рассредоточивается между двумя классами, при выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить помощь учителя, учащиеся вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны других классов, учащиеся на протяжении длительного времени имеют минимальную возможность говорить, рассуждать на уроке, не учатся выражать свои мысли, слушать других.

Особого внимания заслуживает планирование уроков в объединенных классах. Каким образом групповая работа будет влиять на планирование в малокомплектных классах?

На мой взгляд, одним из факторов, повышающих учебные разультаты учащихся, можно считать групповую работу. Именно эта форма работы как нельзя лучше будет способствовать формированию навыков 21 века. Традиционная школа, ориентированная на унифицированный процесс обучения, доминирующее положение учителя в классе, передачу знаний от учителя к ученику, не может обеспечивать подготовку подрастающего поколения к жизни в информационном обществе. Наиболее эффективные стратегии развития школьного образования связаны с формированием системы обучения, ориентированной на ученика.

Наблюдение, проведенное за активностью учащихся на уроках, выявило тот факт, что не все учащиеся класса принимают активное участие в работе на уроке.

Основной проблемой школы я считаю снижение активности и вовлеченности учащихся в процесс обучения, что оказывает негативное влияние на качество знаний. Чем же вызван этот фактор? Проведенный анализ позволил мне определить главные причины этой проблемы. Учителя не могут избавиться от традиционного метода обучения, не включают в планирование уроков такие формы работы, которые будут направлены на сотрудничество, общение, взаимодействие учащихся при освоении новых знаний и выработку ключевых компетентностей. Требуются изменения в работе учителей на создание благоприятных условий для развития каждого ученика, поиск такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала на самом уроке, но и совместную познавательную деятельность учащихся, способствующую умственному развитию и выработке ключевых компетентностей. Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?

Я думаю, осуществить это возможно через обучение в группах через сотрудничество. «Обучение в сотрудничестве — образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой групповую работу учащихся для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Обучение в сотрудничестве основано на понимании обучения как естественного социального действия, в котором участники беседуют между собой, и посредством подобных разговоров осуществляется обучение» (Руководство для учителя, первый (продвинутый) уровень, стр.135).

В коллаборативной среде обучения учащиеся развиваются социально и эмоционально, поскольку выслушивают разные точки зрения и вынуждены выражать и защищать свои идеи. При этом учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные концептуальные рамки, не полагаясь на экспертов или рамки текста. Таким образом, в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепции, принимать активное участие (Smith and MacGregor, 1992).

Я считаю, что организация урока в форме групповой работы поможет решить существующую проблему, и поэтому темой моего исследования была выбрана следующая: «Каким образом работа в группах будет влиять на активность и вовлеченность учащихся в процесс обучения?». Я предполагаю, что групповая работа на уроке будет способствовать активному вовлечению каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Обучение станет более успешным. Через групповую работу у учащихся будут формироваться такие навыки, как умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание, принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата, умение работать с командой.

Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся влияет на эффективность всего процесса обучения. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Это способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам. Работа в группе воспитывает ученика, умеющего учиться, отстаивать свое мнение, задавать вопросы. Здесь нет пассивных и равнодушных. При групповой работе у детей формируется умение учиться самостоятельно приобретать знания, возрастает глубина понимания учебного материала. Растет самокритичность учеников, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют, у них вырабатываются навыки саморегуляции. Использование методов взаимного обучения позволяет детям не только овладевать знаниями и умениями, но и учиться передавать их. Ученики, находящиеся на одном, близком уровне, могут осуществлять взаимообучение, взаимоконтроль, совместное обсуждение. Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Задачи: активизация познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие умений успешного общения.

Работа в группах, как один из способов коллективного взаимодействия — позволит улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Основная цель групповой работы — развитие мышления учащихся, а развивать мышление — значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

  • возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
  • возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
  • возрастает сплочённость класса;
  • растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
  • учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: