Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Как сформировать дружеские отношения через внедрение метода «Наставничество»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Сунтаева Алия Омерзаковна педагог-организатор-куратор, стаж 10 лет. Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления г. Павлодара Казахстан Павлодарская область г. Павлодар

Как сформировать дружеские отношения через внедрение метода «Наставничество»

На сегодняшний день, когда время проносится стремительно и неумолимо, очень важно не оставаться одному, не быть потерянным в быстро изменяющемся мире. В веке высоких технологий общение практически сведено на нет. Человеку приходится самому преодолевать препятствия, справляться с насущными проблемами. Казалось бы, что плохого в том, что в этом мире каждый сам за себя? Прежде чем ответить на этот вопрос, согласиться или опровергнуть вышесказанное, нами было проведено наблюдение, которое перетекло в весьма масштабный проект.

Будучи куратором в Назарбаев Интеллектуальной школе, проводить наблюдения среди учащихся не составляет труда. В течение дня куратор контактирует с детьми, проводит различные беседы, сопровождает на занятия и помогает влиться в школьную жизнь. Собственно, об интеграции, а именно об адаптации и пойдет речь в наблюдении.

Как известно, в Назарбаев Интеллектуальную Школу химико-биологического направления г. Павлодар дети могут поступить, начиная с 7 класса. 12-13-летние дети, возраст которых выпал на подростковый период, придя в совершенно новый коллектив, чувствуют себя не совсем комфортно. Адаптационный период у 7-х классов контролирует психологическая служба, проводя тренинговые занятия, активити для сплочения коллектива. Но, несмотря на огромную работу педагогов, психологов и кураторов, которую они еженедельно выполняют, вышеуказанных действий недостаточно. Беседуя с детьми на разные темы, относительно учебы, коллектива и их эмоционального состояния, было выявлено, что дети пребывают в стрессовом состоянии. Нерешительность, закомплексованность, неуверенность в своем будущем и в действиях, которые они совершают, характеризовали вновь прибывших. Собственно поэтому наблюдение, которое заставило задуматься и оставило неизгладимый отпечаток на душе, привело к проекту, решающему данную проблему.

Суть проекта заключалась в том, чтобы применить метод наставничества. Наставничество подразумевает способ передачи навыков и знаний от более опытного ученика к вновь прибывшему, совсем еще новичку. Таким образом, новичок, вместе с наставником обретает старшего друга, который направит, укажет правильный путь и всегда протянет руку помощи.

В 2016-2017 учебном году было решено объединить 10 и 7 классы, и в дальнейшем осуществлять деятельность вместе, сообща. Так, у каждого ученика 7 класса был наставник в лице ученика 10 класса.

Реализация идеи объединения и наставничества пришлась по душе всем учащимся, но на деле оказалась весьма сложным делом. Во-первых, следовало учитывать темперамент каждого ребенка, его наклонности, хобби. Помимо этого хотелось, чтобы ученики учились друг у друга. Именно поэтому спокойному ребенку в пару приставлялся весьма активный ученик. Один учил быть последовательным, не спешить и взвешенно принимать решения, другой раскрывал потенциал, задействовал в различных мероприятиях и помогал находить общий язык со сверстниками.

Метод наставничества сказывается положительно не только на подопечном, но и на самом наставнике. Приобретенный опыт в общении с новичками развивает у наставников чувство ответственности, эмпатии, а также лидерские навыки.

Правилами метода наставничества:

1) Доверительные отношения с подопечным.
2) Индивидуальная мотивация. Дать понять обучаемому, насколько эффективно саморазвитие. Научить его получать обратную связь от окружающих, извлекать уроки из собственного опыта.
3) Эффективная система поддержки, которая осуществляется как словесно, так и на деле.

Формирование коллективного духа, способствующего адаптации учеников среднего звена и сплоченного коллектива, было реализовано благодаря утренним сборам, совместным книгочтениям, культурно-досуговым мероприятиям, различным соревнованиям и т. д. Очень успешно проводился метод «Интервью», который способствовал развитию критического мышления. Помимо этого, ученики проводили время вне школы: вместе навещали участников Великой Отечественной войны, участвовали в буккроссинге, посещали кинотеатр, театр, вместе совершали прогулки.

Каждодневная работа не прошла даром. По истечении определенного времени были выявлены изменения в поведении детей как 7 класса, так и 10. Если говорить об учениках 10 класса, то ребята стали более уверенными, более ответственными. Ученики 7 класса успешно адаптировались и интегрировались в школьную жизнь. То, что казалось им сложным, порой невозможным, теперь преодолевается в короткие сроки; то, что останавливало их в начале пути, пугало, сегодня мотивирует на новые результаты и достижения. Проанализировав работу за 2016-2017 учебный год, виден несомненный успех относительно социализации детей. Цель — сплочение коллектива — в максимально короткие сроки была достигнута.

Отвечая на вопрос, поставленный ранее, хочется акцентировать внимание общественности на том, что быть одному невозможно. Метод «каждый сам за себя» ни к чему хорошему не приведет. Наоборот, он лишь создаст еще большие проблемы, которые не то, чтобы не увенчаются успехом, скорее приведут к трагедии. Дабы в последующем избежать неприятностей, следует способствовать социализации детей, говорить о здоровой конкуренции, которая не подразумевает «идти по головам». Следует делать акцент на сплоченности, единстве, взаимопомощи, эмпатии, толерантности и патриотизме.

Являясь куратором и работая с детьми, приходит осознание того, что какой бы ни был век, как бы ни менялись условия жизнедеятельности, одна истина все-таки остается неизменной: человеку нужен человек.

Категория: