Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Как групповая работа влияет на повышение познавательного интереса учащихся на уроках английского языка

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Джаналова Зура Хасановна учитель английского языка первой квалификационной категории КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Семей ВКО

Фото с сайта  do.gendocs.ru

Казахстан стремительно врывается в мировое сообщество и ставит перед собой высокие цели развития. Именно под этим ракурсом стоит рассматривать и вопросы изучения иностранных языков, качественное знание которых есть сегодня не самоцель, а требование времени. В содержание программы образования с 2013–2014 учебного года будет обогащено ранним изучением иностранного языка и основ информатики» — говорится в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан».

Грядущие перемены, современные инновационные технологии требуют от учителей высокого профессионализма, аналитического мышления и развитых коммуникативных навыков в сфере образования.

Проблема развития познавательного интереса учащихся на уроках волнует многих учителей. Меня заинтересовал такой факт, что развитие познавательного интереса учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников, таких как учителя, сверстники, учебники. Учащиеся имеют склонности к некоторым предметам, для их развития, учителю необходимо создать условия, чтобы эти склонности проявились, то есть заинтересовать предметом всех учеников. Не секрет, что контингент учащихся в общеобразовательной школе разный, поэтому учителю приходится сталкиваться в своей практике с такими трудностями, как одним учащимся дается этот предмет легко, а другим — нет. Каждый учитель-предметник в школе старается решить данную проблему, применяя различные формы и методы работы. Меня, как учителя также волнует вопрос, как научить детей учиться, как их заинтересовать своим предметом, исходя из этого необходимо применять такие формы работы с учащимися, чтобы способствовать повышению их интереса. Одним из таких подходов для меня является групповая форма работы.

Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества с разными людьми. Кроме того, в ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся прослеживается применение различных стратегий. Так, например стратегии критического мышления предполагают работу в группах, стратегии диалогового обучения подтверждают, что дети эффективно учатся при активном их вовлечении в обсуждения и дискуссии.

Необходимо отметить, что при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя. Таким образом, «Сущность коллаборативного (группового) обучения, то есть обучение в сотрудничестве, являющееся личной философией учителя, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях объединения субъектов в группы, сотрудничество предполагает способ работы на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы». (Руководство для учителя).

Интересным фактом для учителя, в процессе изучения влияние групповой работы на познавательный интерес являются принципы групповой работы, которые выделяет эстонский ученый Х. И. Лийметс:

  • на несколько групп от 3 до 6 человек;
  • каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени»);
  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

(Х. И. Лийметс. Групповая работа на уроке. — М. 1975)

Групповые формы работы позволяют создать более близкие контакты между учащимися, чем при традиционных формах обучения. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения, не смотря на предмет, работая в маленьких группах, они больше узнают, нежели ту же самую информацию, представленную в других формах. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Обучение в группе позволяет всем учащимся активно участвовать в процессе обучения, быть активными, сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата. Специфика предмета «английский язык» такова, что предполагает деление класса на две группы в процессе изучения, так как этот язык является для детей неродным. Деление класса на группы по 15–16 человек также является не эффективным при изучении языка, поэтому если внутри своей группы делить учащихся на микрогруппы по 5–6 человек, то это повлияет на повышение познавательного интереса учащихся при изучении английского языка.

В процессе обучения учащихся в группе увеличивается степень самостоятельности учащихся, развиваются творческие способности каждого, складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления. Зачастую на уроке учителю нелегко уделить внимание каждому учащемуся, потому — что урок длится всего 45 минут. Групповая форма работы важна, так как учащиеся в этом классе с разным уровнем мотивации к обучению, имеются как сильные, так и слабые ученики.

Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем заданий в зависимости от степени подготовленности учащихся. При групповой форме обучения меняется роль учителя. Он выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы. Такими заданиями являются: заполнение кластера по теме урока, ранжирование, составление презентаций в программе Power Point по теме урока, создание постера по теме урока и т. д. Такие задания в группе способствуют развитию у учащихся умению мыслить самостоятельно, настроиться на успех. Учащиеся активно взаимодействуют в группе, обмениваются мнениями, сотрудничают.

Исходя из своего наблюдения, я отметила, что учащиеся со слабым уровнем мотивации, проявляют в группе активность и в какие-то моменты даже проявляют лидерские качества, например при оформлении и защите постеров. Учащиеся со среднем уровнем мотивации, по результатам моих наблюдений, принимают также непосредственное участие в группе, стараются помочь своим одноклассникам. Что касается учащихся с высоким уровнем мотивации, то при групповой работе им необходимо поручать более ответственные роли. Например, в конце урока отследить роль каждого учащегося и оценить работу в группе каждого ученика. По итогам моих наблюдений хотелось бы отметить следующее: на традиционных уроках наблюдалось, что учащиеся с низким уровнем мотивации чаще всего не участвовали в процессе обучения, старались быть незамеченными, то при групповой форме работы такие учащиеся становятся более раскрепощенными, так как чувствуют поддержку со стороны своих одногруппников. Также при выполнении более сложных заданий в группе учащиеся добивались положительного результата чаще, чем при выполнении таких заданий индивидуально.

Таким образом, применяя групповую работу на своих уроках, я хотела бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Использованная литература:

  1. Руководство для учителя. Второй (средний) уровень. Издание второе. 2012 г.
  2. Групповая работа на уроке. Х. И. Лийметс. — М. 1975
Категория: