Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование различных упражнений, игр на уроках самопознания

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ким Лариса Владимировна учитель музыки и самопознания средней школы № 3 города Атырау

Ким Лариса Владимировна

Человеческие ценности усваиваются через доступное каждому возрасту мировосприятие. Познание себя, других людей, взаимоотношение с окружающим миром, постижение истины и любви как высшего смысла человеческой жизни происходят в неформальной, доверительной обстановке, в которой дети свободно размышляют, высказывают свое мнение, раскрывают свои таланты и способности.

На уроках самопознания ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения обществу.

С учетом специфики самопознания используются разные виды нестандартных уроков, обладающие здоровье сберегающим потенциалом: уроки-размышления, уроки -дискуссии, театрализованные уроки, уроки-творчества, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки-игры и другие. В процессе обучения самопознанию применяется ряд методических приемов.

Вопросами самопознания дети начинают увлекаться в детстве: «А что такое жизнь? А зачем мы живем?». Но для того чтобы на них ответить, нужно разобраться в себе. То есть познать себя.

Познав себя, мы способны вывести свою личность на более высокий уровень и сможем продвигаться по этому направлению настоящими семимильными шагами. Мы будем знать, как действовать в тот момент, когда перед нами стоит выбор. Мы будет точно знать, что принесет нам пользу, а что один лишь вред. На уроках самопознания я использую различные методы в игровой форме, игры, упражнения, беседы.

Упражнение «Хочу узнать»

Цель: узнать, что каждый участник ждет от занятия.

На листе ватмана, который висит на доске, нарисовано солнышко. Ведущий раздает изготовленные из бумаги «лучики солнца». На них подростки записывают свои ПОЖЕЛАНИЯ крепят к солнышку.

Игра «Головоломка»

Цель: формирование навыков анализа в принятии решения.

Ученики встают в круг и берут за руку того, кто напротив и ещё того, у кого свободна рука, таким образом все переплетаются задача состоит в том, чтобы распутаться, не распуская рук.

Обсуждение. Обсуждаются средства «решение ситуации»

Упражнение «Отсутствуют ключи»

Цель: формирование навыков правильного принятия решений, чувство подростка как субъекта деятельности. Психолог раздает подросткам описание проблемных

ситуаций. Задача группы-составить список необходимой информации, без которой невозможно решить эту проблему. Участники выбирают из всех сведений именно те, которые нужны для принятия правильного решения.

Проблемная ситуация: «Как достичь успеха в жизни?»

Предлагаем такой список:

1. Я буду работать из последних сил
2. Я достигну своего в обход закона
3. Я стану играть в игральные автоматы
4. Я буду дружить только с нужными мне людьми.
5. Я буду ждать, когда удача мне улыбнётся.
6. Я буду старательно учиться, чтобы у меня был хороший аттестат
7. Я могу обвинять других людей, если мне не везет.
8. Я могу научиться сам контролировать своё настроение

Упражнение «Герой дня»

Цель: формирование положительного образа «Я». Ведущий предлагает подростку сесть на стул в центр круга. Дети по очереди высказывают свое положительное мнение «Звезда» о его поступках, личные качества. «Звездой» должен побывать каждый участник.

Обсуждение:

— Что ты чувствуешь?

— Нравится ли тебе быть в роли Звезды«?

Упражнение «Ваше настроение»

Цель: узнать впечатления подростков от занятия.

Участники по кругу делятся впечатлениями от занятия.

Упражнение «Правила работы в группе»

Цель: закрепление правил работы в группе.

Предлагается участникам по очереди прокомментировать по одному правилу.

Упражнение «создание группы»

Цель: активизация внимания, снятие психологического напряжения. Ведущий предлагает детям собраться в группы по определенному признаку. Например, меняются те, у кого светлые волосы, темные глаза и т. д..

Упражнение «Пути здорового образа жизни»

Цель: формирование понимания участниками сути здорового образа жизни, того, в каких действиях и поведении оно проявляется. Ведущий дает определение «здорового образа жизни». Здоровый образ жизни-такая жизнедеятельность человека, способствует сохранению и укреплению его здоровья.

Участники объединяются в три подгруппы, каждая из которых получает задание: на рулоне бумаги создать «Путь здорового образа жизни».

Важно обратить внимание и помочь участникам сформулировать их позиции по сохранению развития здоровья. Отвечать на вопрос: «Что делать, как действовать?».

Упражнение «Пожелание другу»

Цель: создание позитивной атмосферы в группе.

Тренер предлагает всем участникам взяться за руки и по кругу пожелать другу настроения

Упражнение «Эмоции»

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

— Тяжело было показать свои эмоции?

Упражнение «Стакан»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

— Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

— Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это — вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище — душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

Упражнение «Чем мы похожи?»

Участники садятся по кругу. Учитель выбирает среди учеников одного с какой-то реальной или мнимой схожестью со своими чертами и приглашает его в центр круга. Выбранный обращается к кому-либо из участников таким же образом. Но по другим факторам. Так продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты»

Учитель предлагает участникам говорить друг другу комплименты, бросая при этом мяч: один бросает мяч другому и говорит ему комплимент, другой, поймав мяч, бросает его тому, кому он хочет сказать комплимент, и так далее.

Упражнение «Я так думаю»

Учитель. Как вы думаете: чувство юмора и способность посмеяться над своими слабыми сторонами присущи толерантному человеку?

(Заслушиваются мнения учеников)

Учитель. Толерантный человек знает и оценивает себя. Его доброе отношение к себе сосуществует с позитивным и доброжелательным отношением к другим.

Упражнение «Продолжи предложение»

Учитель. Следовательно, толерантность — это...

Образцы ответов: искусство жить в мире непохожих людей и идей; уступчивость; активная позиция, вызванная признанием прав и свобод человечества; борьба за сохранение мира

Источники: https://www. kostanay. gov. kz/rus/struktura_vlasti-61%7C74%7C76%7C117%7C638/919-samopoznanie. html

https://apruo. ru/stranichka-shkolnogo-psichologa/trening-dlya-uchashichsya/313-psichologicheskiy-trening-dlya-uchenikov-4-5-klassa-mi-deti-s-planeti-zdorovya. html

Категория: