Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе логопеда

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Аушева Инна Сергеевна логопед КГКП «ясли–сад «Снегурочка» г. Шахтинск, Карагандинская область

Аушева Инна Сергеевна

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Недостаточное развитие речевых средств, наблюдающееся у детей, обуславливает, в свою очередь, снижение уровня познавательной деятельности и эмоционально — волевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к появлению затруднений в овладении школьной программы, и, прежде всего чтением и письмом.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Инновационные технологии в деятельности логопеда выступают одним из перспективных средств коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Эти методы эффективные средства коррекции, которые помогают максимально достичь высоких результатов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Одним из нетрадиционных средств — выступают палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера — пластмассовые разноцветные брусочки (призмы) разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981).

С помощью палочек Кюизенера, можно решить множество задач:
— коррекция звукопроизношения;
— обогащение словарного запаса;
— развитие грамматики и словоизменения;
— умение у детей использовать в речи разнообразные конструкции предложений;
— формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
— развитие слухового восприятия и внимания;
— развитие зрительного восприятия и памяти;
— развитие чувства ритма;
— развитие мыслительных операций.

Внедряя палочки Кюизенера в работу с детьми имеющих речевые
нарушения, основной целью мы видим формирование всех компонентов речевой системы у детей дошкольного возраста, создание предпосылок для их успешной социальной адаптации.

В соответствии с поставленной целью мы сформировали следующие задачи:

1. Развитие познавательной активности детей с нарушениями речи, их интеллектуальных умений;
2. Активизация и обогащение словаря;
3. Формирование правильного звукопроизношения;
4. Формирование фонематического восприятия и слуха;
5. Развитие мелкой моторики;
6. Развитие лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Логопедическая работа по устранению речевых нарушений не ограничивается коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Стоит задача развития фонематического анализа и синтеза, словарного запаса, грамматических форм и интеллектуальных функции: мышления, памяти, внимания. Поэтому требуется разнообразный учебный материал, который следует преподносить в игровой форме. Например, на своих занятиях мы используем следующие игры:

Игровое упражнение «Повтори за мной»

Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов.

Описание игры: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово.
Инструкция: «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек».

«Сосчитай»

Цель: Согласование существительного с числительным.
Умениесоотносить цифру с определенной палочкой.

Описание игры: Ребенок на картинке находит 5 шапок и выкладывает желтую палочку (желтая палочка — обозначает цифру 5)

«Где спрятался звук»

Цель: Развитие умения определять расположение звука © в словах.

Тебе понадобится: 2 желтые палочки и одна красная. С помощью красной палочки определи расположение звука (ш) в словах. Например: слово шапка, ребенок выкладывает: красная палочка, желтая, желтая палочки.

«Слоговые вагончики»

Цель: Умение делить слова на слоги, обозначая количество слогов определенной палочкой.

Описание игры: ребенок проговаривает слово, определяет количество слогов, например: в слове душ один слог, выложим белую палочку (белая палочка — цифра один).

«Угадай, чьи лапы»

Цель: Образование притяжательных прилагательных.

Описание игры: Ребенок выкладывает забор для животных по образцу. Проговаривая, чьи лапы спрятались за забором — лошадиные лапы, лисьи лапы.

Особенность включения палочек Кюизенера в логопедическую работу заключается в том, что с помощью тактильных, зрительных сенсоров логопед решает коррекционные задачи. Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры.

Используя палочки Кюизенера в коррекционной работе, в первую очередь: повышается интерес к коррекционным занятиям; развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика; улучшается звукопроизношение у детей. формируется лексико-грамматическая сторона речи; фонематическое восприятие и слух, связная речь; улучшается память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, ориентировка в пространстве.

Категория: