Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование интерактивных технологий в процессе обучения информатике будущих специалистов сферы обслуживания (туризм) для создания виртуальных туристических экскурсий

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  • Евдокимова В.Е.
    ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск, Россия

Деятельность специалиста сферы обслуживания по направлениям «Сервис» и «Туризм» в информационном пространстве требует, прежде всего, умения автоматизировать процессы обработки и представления информации. Существует множество программных продуктов, которые специалисты туриндустрии используют в своей профессиональной деятельности: глобальные системы резервирования (Amadeus, Galileo, Worldspan), ПК «САМО-Тур» (подготовка (заполнение) справочников и классификаторов), программа Voyage Office Pro, «Turwin MultiPro» (создание справочников по любому сегменту туристического продукта, автоматическое формирование турпакетов и печать прайс-листа, учет движения денежных средств, печать основных бухгалтерских документов и пр.). Среди специальных программ, предназначенных для работы в турфирмах, отдельно следует выделить программные комплексы, которые используют для наглядного представления информации, что так же является неотъемлемой частью продвижения продукта сферы сервиса и туризма: Flash, MS Power Point, Система Е-МАСТЕР®, ARC/INFO, Open Office Impress, Adobe Photoshop и др.

Эффективность работы современного рынка туристических услуг определяется готовностью сотрудников турфирм к использованию информационных коммуникационных технологий (например, наличие у них навыков работы с персональными компьютерами, использования сетевых ресурсов в туристических агентствах, умение быстро адаптироваться к использованию новых программных продуктов и т. д.). Поэтому руководители туристических фирм уже начали осознавать, что для наиболее плодотворного использования компьютерных технологий в будущем необходимо повышать уровень квалификации сотрудников в данных вопросах, а также информировать их об обширных возможностях компьютера. Эти же вопросы остро встают и при подготовке будущих специалистов туристической индустрии, т. к. в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования нового поколения ИКТ-компетентность занимает значительное место.

Это и многое другое заставляет пересмотреть методику обучения информатике будущих специалистов по туризму, сделать переход на использование не только традиционных методов и технологий обучения, но и интерактивных. Рассмотрим реализацию интерактивных технологий обучения на примере изучения будущими специалистами сферы обслуживания (Социально-культурный сервис и туризм) раздела «Мультимедиа технологии».

Использование интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Интерактивные технологии обучения — это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

К интерактивным технологиям и методам обучения относят работу в парах, ротационные (сменные) тройки, метод карусель, работу в малых группах, метод «Аквариум», мозговой штурм, методы «Броуновское движение», «Дерево решений», различные ролевые (деловые) игры, метод пресс, дискуссию, дебаты и многие другие.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучаемые оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Рассмотрим особенности изучения раздела «Мультимедиа презентации» с использованием интерактивных технологий и методов. В структуре процесса обучения информатике с применением данных технологий можно выделить следующие этапы: ориентация, подготовка к проведению; игровая ситуация, диалог; рефлексия.

1. Ориентация. Этап подготовки участников интерактива и экспертов. Преподаватель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со студентами главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.

Например, будущим специалистам туриндустрии необходимо создать с помощью программы Microsoft Office PowerPoint рекламную виртуальную экскурсию на курорты Доминиканской Республики. На этапе ориентации студенты, совместно с преподавателем, обсуждают модель рекламного проекта, основные стратегии подготовки материалов. На этом же этапе происходит разбиение группы студентов на команды, которые будут соревноваться друг с другом, совместно решать поставленную проблему.

2. Игровая ситуация. Этот этап включает собственно процесс игры, имитирующей профессиональную деятельность рекламной фирмы. Студенты разрабатывают сценарий рекламной виртуальной экскурсии, находят материалы, готовят дополнительные материалы (тексты и иллюстрации), разрабатывают презентацию, обсуждают те или иные действия, решения, идеи.

Например, можно предложить студентам на реализацию сказочный сюжет, присказку из старинных русских народных сказок: «Катись, катись, яблочко, по золотому блюдечку, покажи…». Дальнейшая работа по реализации данного продукта происходит с помощью программ Adobe Photoshop и Microsoft Office PowerPoint. Студенты совместно разрабатывают, подбирают материал и настраивают подобную виртуальную экскурсию (см. рис. 1).

Рис.1. Примеры слайдов

3. Рефлексия. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов работы. Преподаватель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои идеи и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу занятия трудностях, выявляют положительные и отрицательные черты подобной работы.

Подобные занятия можно использовать в процессе подготовки будущих специалистов сферы обслуживания (сервис и туризм), а так же в профильном курсе информатики, направленном на выбор профессии, связанной с сервисом, туризмом и рекламной деятельностью.

Применение интерактивных технологий позволяет преподавателю соединить деятельность каждого студента (возникает целая система взаимодействий: преподаватель — студент, преподаватель — группа студентов, студент — подгруппа, студент — студент, подгруппа — подгруппа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.