Использование игровой технологии как средство достижения нового результата на занятиях хореографии

 

Салбилекова Гульназ Алтынгаликызы, магистрант, факультет: народного художественного творчества, кафедра хореографии. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Салбилекова Гульназ Алтынгаликызы

Игровые технологии является составной частью педагогических технологий. Этот вид технологии связан с игровой формой взаимодействия учителя с учащимися через реализации определенных сюжетов.

Разработками теории игр — ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.

Комплексы упражнений в игровой форме удерживают интерес воспитанников, и включает их в активную работу. Игры — они по сей день остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры, мы можем многого добиться. Ведь с помощью игр, ребенок может быстро построить отношения с сверстниками, с окружающим миром, быстро найти общий язык и подружиться. Игры ставит ребенка в разные положения, он может находится в различных ситуациях, в одних он может быть лидирующим или ведущим, в других может быть подчиняющим, а в третьих быть в контакте с другими детьми и осуществлять совместную деятельность.

Игра — это творческое начало всего. В игре может происходит разные ситуации, где обучающийся принимает сам решение за которого он в ответе. Это дает ребенку все переосмыслить, быть ответственным и уверенным.

Предлагаем авторский комплекс игровых упражнений.

Цель: развитие танцевальных качеств.

Задачи:

  • Формирование чувства ритма, развитие слуха;
  • Раскрытие творческого потенциала ребенка;
  • Снять все зажимы и стеснения;
  • Изучение танцевальных движении в игровой форме;

Игровая технология служит для достижения разных целей: в одних случаях для разминки, в других для усвоение танцевальных движении.

В начале урока игра является как бы разминкой. Во всех упражнениях для разогрева головы, плеч, рук, талии используются игровые упражнения.

1. Упражнение для головы, плечи, рук, талии, бедр.

1.1. Игра «Часики» — упражнения для головы (наклоны головой направо, налево, вперед, назад);
1.2. Игра «Вращение» — вращаем голову направо и налево;
1.3. Игра «Незнайка — Знайка» — упражнения для плеч (вверх/вниз);
1.4. Игра «Мельница» — упражнение для вращения руки (вперед/назад);
1.5. Игра «Танцуй-танцуй» — упражнения для вращения бедр.
1.6. Игра «Стол» — наклон вперед с ровной спиной

К подвижным «Играм-разминки» относится такие игры, как «Кошки — Мышки», «Море волнуется», где учащиеся могут хорошо разогреть свои мыщцы, свободно двигаться по пространству, прыгать, бегать и т. д.

Эти все «Игры-разминки» считаются лишь подготовкой к партерному уроку. В партерной гимнастике тоже используется игровые упражнения, где основную роль игры — исполняет педагог. Здесь педагог выходит в роли рассказчика.

Партерная гимнастика.

2. Упражнение для стопы.

2.1. Игра «Зайчик» — сидим на пятой точке с ровной спиной, с вытянутыми ногами вперед. Работаем стопами вниз/вверх как сгибаются ушки зайчика. Затем добавляем наклон головы направо/налево;
2.2. «Циркуль» — рисуем вытянутыми носочками кружочек (вращаем стопы друг к другу, друг от друга, вместе направо, налево);

3. Упражнения для растягивание мыщц ахилл.

3.1. Игра «Зайчика поймали» — сидим также как в упражнение «зайчик», только с сокращенными стопами. Руки перед с собой. Педагог: Топ — топ — топ, поймали зайца! Дети двумя ладошками по шагово идут к своим носкам, и хватаются за носочки. Считают до 10-20 и убигают назад в исходное положение;
3.2. «Книжка» — ноги вытянуты вперед, сидим на пятой точке. Спина ровная, ладошками тянемся вверх. Складываемся вперед, прижимаемся к ногам.

4. Упражнение для связок бедра и выворотности.

4.1. «Бабочка» — Педагог просить сесть детей в позу «бабочка», где ноги сгибаются в коленях, а стопы прижаты друг к другу. Педагог рассказывает как в воздухе легко и красиво летит бабочка и машит своими красивыми крыльями. Дети представляя себя бабочками начинают работать коленями вверх/вниз, как машит крыльями бабочка. Затем сожаем бабочку на ветку, и давим руками по коленам чтобы колени достали пол. И начинаем ловить своих посаженных бабочек. Сидим в позе «бабочка» и наклоняемся корпусом вперед, к ногам, ладошками тянемся вперед, животом достаем ноги.
4.2. «Шпагат» — раскрывают ноги по сторонам, руки во ІІ позиции. Наклоны с двумя руками направо, налево и вперед.
4.3. «Веер» — переходы через шпагат. Ноги раскрываются в шпагат, ложимся вперед и через пол ноги собираем назад. Затем раскрываем ноги с зади, и пятую точку толкаем назад, переходим через пол, ноги соединяем впередь собой.
4.4. «Лягушка» — лежим на животе, ноги разведены и согнуты в коленях, стопы соеденены. Пятой точкой достаем до пола.
4.5. «Буква П» — лежим на животе, ноги разведены в сторону, согнуты в коленях, стопы сокращены. Лежим как буква «П».

5. Упражнения для спины.

5.1. «Коробочка» — (лежим на животе, ноги сгибаются в коленях и носочками достают до головы. Ладошки лежат на полу, но руки вытягиваются в локтях и помогают толкать спину назад. Головой прогибаемся назад);
5.2. «Кораблик» — )лежим на животе, ноги сгибаются в коленях, руками хватаемся за носочки и ноги вытягиваем вверх). Педагог: Подняли паруса, дети лежа на полу вытягивают ноги назад, вверх. Педагог: На старт, внимание марш! Поплыли! Дети начинают расскачиваться на животе вперед/назад. Изображая, что они плывут;
5.3. «Верблюжонок» — сидим на коленях, поднимаем пятую точку и толкаем таз вперед. Руками хватаемся за пятки, и прогибаемся назад.
5.4. «Маленький мостик» — сидя на коленях прогибаемся назад. Таз толкаем вперед, ладошками достаем до пола.
5.5. «Мостик или большой мостик» — можно испольнять в двух вариантах. 1 вариант — лежа на спине, сгибаем ноги в коленях, ладошки ставим возле плеч и толкаемся вверх. Ладошки, ноги на полу, корпус толкаем вверх. 2 вариант — испольняется стоя. Стоя на ногах, прогибаемся назад и ладошками достаем до пола. Можно комбинировать «маленький мостик с большим».

6. Упражнение для спины, для укрепления и растягивания позвоночника.

6.1. «Свечка» — лежа на спине перекатываемся на лопатки. Ноги вытянутые, поднимаем вверх. Руками поддерживаем себя по бокам и толкаем пятую точку.
6.2. «Мячик» — сидим на пятой точке, колени согнуты, руками обхватываем колени, стопы возле себя. Спина круглая, перекатываемся на спине и возвращаемся в исходное положение.

Как мы отметили в начале, на занятиях игровые технологии используются не только в разминочной форме и в упражнениях гимнастики, а так же с целью обучения танцевальных композиции.

Игра называется «Кто хороший исполнитель? или Картинка»

Дети разучивают танцевальную связку состающий из 32-х или 64-х тактов. Повторяют все вместе несколько раз, чтобы закрепить изученный материал. Затем участники деляться на несколько групп. Педагог объясняет учащимся в каком характере должна исполнятся эта композиция, какая манера подачи должна быть. Так, каждый воспитанник демонстрирует свое мастерство испольнения в групповой форме. Каждый ученик испольняет этот элемент, выученную танцевальную связку в своем стиле и манере. Пересмотрев все исполнения каждой группы, начинается обсуждение. Каждый делиться своими впечатлениями, мнениями, о том, чьи исполнения понравились, у кого какие движения исполнились красиво, или, кто где и как ошибься и т. д. В такой форме собирается весь танец, и дети активно участвуют в рождении нового номера или танца. Такой метод позволяет педагогу понять желание детей, их потребность, быть в контенте с детьми. Дети же становятся более ответственными, рассудительными, разборчивыми. Таким образом, обучающие воспитывают себя, укрепляют свои знания в области хореографии и проявляют свою любовь к танцам.

Как говорил Ф. Шиллер: «Человеком можно стать, только играя».

Список литературы

1. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий// Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф., 2011. — С. 140-146.
2. Лентина Белкина. Психология раннего и дошкольного развития, второе издание, учебное пособие
3. Вавилова Л. Н., Кузина Т. С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В. М.. Паниной. — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94с.

Категория: