Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование буквенных и числовых диктантов в начальной школе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Колышкина Светлана Владимировна учитель начальных классов, высшая категория, стаж 25 лет, Казахстан г.Караганда КГУ «Гимназия № 45»

Использование буквенных и числовых диктантов в начальной школе

Особенности учащихся начальной школы, такие как любознательность, открытость, желание учится, создают  благоприятные условия для развития познавательного интереса. Сознательное и прочное усвоение новых знаний происходит в процессе их активной умственной деятельности. Однако проходит время и снижается интерес к получению знаний, учащиеся сталкиваются с трудностями освоения учебного материала, увеличиваются пробелы в знаниях. Чтобы добиться интереса у школьников, нужно заинтересовать учащихся программным учебным материалом, который не всегда может быть интересен. Интерес на уроке, это  поглощение знаний с большим удовольствием. В связи свыше сказанным хочется обратить внимание на требования, предъявляемые к современному уроку и  выделить следующее: стараться интегрировать знания, связывать темы урока с родственными, и другими предметами. Объединение в одном задании знаний из разных областей, является реализацией предметных связей в обучении, именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения представлений учащихся об окружающей действительности.

Современный учитель применяет разные методы и приёмы для  формирования и развития познавательного интереса к обучению. Использование буквенных, числовых и цифровых диктантов дают такие преимущества как:

  • активизируем познавательную деятельность учащихся, внося в урок элементы занимательности, так как диктанты очень близки к загадке и кроссворду, которые дети очень любят разгадывать;
  • интегрируем знания, так как понятия, которые загадываются в диктантах, берутся из разных областей знаний;
  • развиваем произвольность и концентрацию внимания.

Использовать буквенные и числовые диктанты можно на любом  уроке: уроке- повторении; уроке  получения новых знаний; «Весёлая грамматика»; «Занимательная математика»; «Урок-загадка»; «Урок интеграция знаний».

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для успешного решения учебных задач приобретают разные  навыки работы.

Методика использования буквенного диктанта

Учитель загадывает понятие, ученики его отгадывают и пишут первую букву отгаданного слова.

Например, учитель загадывает: “Ближайшая к Земле звезда”. Учащиеся отгадывают слово “Солнце” и пишут в тетради букву “С”. Постепенно буква за буквой складывается слово, которое учитель  хотел загадать.

Если буква не бывает в начале слова, при её загадывании делается особая оговорка – указывается, какая по счёту буква в слове загадана.

Например, букву “Ь” можно загадать так: “Последняя буква в названии времени года, которое следует за летом”. Ученики отгадывают слово “осень” и записывают последнюю букву “Ь”.

Возможность интеграции при такой форме задания очевидна.

Приведём пример составления диктанта “Падеж”

на математическом материале

п – знак сложения (плюс)
а – гласная буква в названии меры времени, равной 60 минутам (час)
д – число, которое делим (делимое)
е – первый разряд (единицы) 
ж – четвёртая буква в названии чисел, которые умножаем (множители)

на материале уроков чтения

п – фамилия автора строк “У лукоморья дуб зелёный” (Пушкин)
а – как звали сестрицу братца Иванушки (Алёнушка)
д – фамилия автора “Денискиных рассказов” (Драгунский)
е – имя сказочного героя, который приехал к царю на печке (Емеля)
ж – цвет кирпича, которым была вымощена дорога в Изумрудный город (жёлтый)

на материале различных знаний

 О – время года, когда листья становятся разноцветными, (осень);

Т – цирковая кличка собаки Каштанки, (Тетка);
Р – полевой цветок народный для гадания пригодный, (ромашка);

Е – самая плохая оценка (7 букв), (единица);
З – свет мой... скажи, да всю правду расскажи, (зеркальце);

О – металл, из которого сделан стойкий солдатик, (олово);
К – и от дедушки ушел, и от бабушки ушел, (Колобок);
Из первых букв оставляем слово– ОТРЕЗОК. 

  Числовой диктант по теме
“Сложение и вычитание с переходом через десяток”

1. Из количества букв в русской азбуке вычесть количество дней в двух неделях

33 – 14

2. К количеству дней в високосном феврале прибавить количество дней обычном феврале

29 + 28

3. К наибольшему двузначному числу прибавить количество часов в сутках

99 + 24

4. Из количества дней в декабре вычесть количество месяце в году

31 – 12

5. Из количества богатырей, выходивших из моря на остров Буян, вычесть количество оловянных солдатиков в сказке Андерсена

33 – 25

Буквенный диктант 
Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово. При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов. Прием ценен для развивающего обучения.

Числовой диктант 
При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во- первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В- третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.
Цифровой диктант
Этот прием, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают «плюс» за работу (балл за данный этап урока). Подобные диктанты с большим удовольствием составляют сами учащиеся и подбирают вопросы. Аналогичные задания можно дать на дом или на уроке.

Использованная литература:

1. Борытко, Н. М. Педагогика - Москва: Академия, 2007

2. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики - Начальная школа 1990 №7 , 1991 №7, 1992 №7, №8, 1993 №7

3. Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики Начальная школа 1994 № 6.

4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Москва: 1985

Категория: