Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Интегрированный урок самопознание — музыка на тему: «Тебе пою, родная земля!»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Сейдахметова Гульмира Есмухановна учитель самопознания КГУ «Боровская областная санаторная школа-интернат» Управления образования акимата Костанайской области

Сейдахметова Гульмира Есмухановна

Класс: 5-6

Ценность: праведное поведение

Качества: долг, благодарность

Цель:

  •  создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха для учащихся;
  •  развивать коммуникативные умения и навыки, помогать установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  •  работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, проявляться творческому базису личности;
  •  создавать эмоционально положительную основу для воспитания и развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине и уважительного отношения к музыкальной культуре Казахстана;
  •  обобщить знания учащихся о казахских народных инструментах.

Ресурсы: аудиозапись песни «Родина моя — Казахстан», кюй «Адай», «Сарыжайлау» демонстрационный слайдовый материал «Тебе пою, родная земля!», мультимедиа установка, бумага, фломастеры, ручки, карточки обратной связи, иллюстрации народных музыкальных инструментов.

Ход урока:

Организационный момент

Упражнение «Мы — хорошие»

Прошу учащихся поднять правую руку вверх, кисть руки расположить ковшиком над головой и медленно опускать руку ниже, пока она не коснётся головы. Затем погладить себя по голове и сказать «Я — хороший», «Мы — хорошие».

«Круг радости». «Родина моя — Казахстан» слова и музыка Е. Шакеева

В качестве круга радости использую песню, в основе которой заложена ключевая мысль, раскрывающая тему урока. Во время беседы учащихся подвести таким образом, чтобы они сами догадались, о чём пойдет разговор, сами сформулировали тему урока.

— Что является главной темой этой песни? (Тема — Родина)

— Мы очень часто произносим слово Родина. А как вы думаете, что включает в себя это понятие?

Из ответов учащихся на доске составляется кластер-паутинка «Родина».

— Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке? (О Родине)

— Тема урока «Тебе пою, родная земля!»

— Почему урок называется «Тебе пою, родная земля!»

Красивая, душевная песня проникает в самое сердце слушателя и пробуждает добрые чувства.

Есть песни умные и глупые.
Встречаются и такие, что режут слух.
Проникновенная музыка, как мудрое слово,
Делает человека лучше, заставляет задуматься.
Абай

Цитата урока: «Музыка — это область чувства и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души».

— Как вы понимаете это выражение (высказывание)?

— Согласны ли вы с высказыванием? Почему?

Есть вечные темы искусства, и главная среди них — тема Родины. Это слово знакомо каждому. В большой стране у каждого из нас есть свой маленький уголок: аул или город, поселок, улица, дом, где прошло наше детство. Именно здесь мы впервые ощутили тепло и любовь родных нам людей, здесь нашли своих первых друзей. Это наша малая Родина, а из множества маленьких уголков состоит наша общая, великая Родина.

(Звучит кюй Таттимбета «Сарыжайляу»)

О Родине, только о Родине
О чем эта песня плакучих берез,
Мелодия, полная света и слез?
О Родине, только о Родине.
О чем за холодным гранитом границ
Тоска улетающих на зиму птиц?
О Родине, только о Родине.
В минуты печали, в годину невзгод
Кто нас приголубит, и кто нас спасёт?
Родина, только лишь Родина.
Кого в лютый холод нам надо согреть
И в трудные дни мы должны пожалеть?
Родину, милую Родину.
Когда мы уходим в межзвездный полет.
О чём наше сердце земное поет?
О Родине, только о Родине.
Живём мы во имя домбра и любви,
И лучшие песни твои и мои —
О Родине, только о Родине...
Под солнцем палящим и в снежной пыли
И думы мои, и молитвы мои —
О Родине, только о Родине.
Р. Гамзатов

— Какое впечатление на тебя произвело стихотворение?

— Может ли стихотворение пробудить чувство патриотизма, любви к Отечеству?

— Что такое патриотизм?

— Какого человека можно назвать патриотом?

Глоссарий

Слово патриот в переводе с греческого языка означает «Родина», «соотечественник».

Слова, близкие по значению к слову патриотизм — «уважать», «дарить», «любить». С уважением относиться к своей стране, народу, языку, искусству. Любить Родину, родную землю, гордиться. Жить в любви и согласии.

Вокальная работа

Цель: Подготовить голосовой аппарат к пению, развивать навык «чистого» интонирования и «владения» своим голосом.

Упражнение в унисон на легато «Мы поём...» Предложить учащимся исполнять фразы по очереди: то «про себя», то вслух. Этот приём позволяет отрабатывать интонационно чистое, точное вступление на первый звук каждой новой фразы. При пении «про себя» желательно беззвучно артикулировать текст, что даёт возможность сохранить ритмическую основу и единый темп движения.

Слушание музыки. Знакомство с песней «Родина моя — Казахстан». Слова и музыка Е. Шакеева.

Звукографика.

Когда нужно привлечь внимание учащихся, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, сделать музыку ярче, мы открываем зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. В этих программах откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.

— Какие чувства у тебя вызвала песня?

— Будит ли в тебе песня патриотические чувства?

— Какую музыку можно назвать патриотичной?

— Как ты охарактеризовал бы патриотическую музыку?

— Какими словами ты описал бы свои впечатления от песни? Объясни свой выбор.

— Какие вы знаете песни о Родине?

Творческое задание. «Предметный кроссворд».

1. Определить инструмент (кобыз).
2. Назвать знаменитый кюй Курмангазы («Адай»)
3. Определить инструмент (кобыз).
4. Определить инструмент (домбра).
5. Назвать автора песни «Казахский вальс» (Л. Хамиди)
6. Определить инструмент (сыбызгы).
7. Определить инструмент (жетыген).
8. Назвать автора музыки гимна РК (Ш. Калдаяков).
9. Определить инструмент (шанкобыз).

Проверим правильность ответов на кроссворд (кроссворд на экране) и открылось ключевое слово «Казахстан».

Когда мы произносим слово Родина, Отечество, то подразумеваем не территорию Казахстана, а всех наших соотечественников. В Казахстане проживает более 130 национальностей и народностей, которые составляют единое многонациональное государство. Все народы объединяет общая история, народные традиции, законы, долг, нравственность.

Любить Родину — значит гордиться ею, беречь её, быть патриотом родной земли

Групповое пение.

Песня. «Мы дети прекрасной земли Казахстан».

1 куплет
Где-то там, в океане безбрежном
Где прекрасные звезды живут
Есть планета с названием нежным
Ее дружба ребята зовут.
Припев:
Давайте построим большой дельтаплан
Похожий на синюю птицу
И запуск с нелётной земли будет дан
Мы к звездам далеким помчимся
Мы дети прекрасной земли Казахстан
Десантная звездная служба
Хотим долететь до всех народов и стран
Планету по имени дружба.
2 куплет
Арыстан акелеген нурсаулене
Балалар сызырге сыйлайды
Тауельсыз елемнын туганкунан
Баршанызга болсын арайлы.
Припев:
Давайте построим большой дельтаплан
Похожий на синюю птицу
И запуск с нелётной земли будет дан
Мы к звездам далеким помчимся
Мы дети прекрасной земли Казахстан
Десантная звездная служба
Олсын да еркен балалар бакытты
Сонга коркем уш сондырады.

Творческая деятельность, групповая работа.

Учащиеся делятся на группы. Деление происходит таким образом. Предлагаю детям собраться в группы по определенному признаку. Например, у кого светлые волосы, темные глаза.
(фоном звучит кюй «Адай»)

Первая творческая группа.
Сочините синквейн на тему «Родная земля».

Вторая творческая группа
Цветовая гамма. Кратко можно охарактеризовать работы как «музыка, услышанная в цвете».

— Сделайте эскиз, нарисуйте картину музыки.

— Объясните почему, вам захотелось изобразить именно это?

— Какую картину вы увидели, когда слушали музыку?

По мере готовности презентуют каждый свое творчество.

Рефлексия. Итог урока.

В конце занятия обучающие сдают карточки с ответами на вопросы:

1. Что сегодня изучали?
2. У меня есть (нет) вопросы.
3. Моё мнение об уроке.

Круг «От сердца к сердцу».

Упражнение «Пожелание другу»

Благодарю всех за урок и предлагаю всем участникам взяться за руки и по кругу пожелать другу настроения.

Предлагаю закончить урок на музыкальной ноте. Учитель музыки играет на домбре кюй «Сарыарқа».

Список используемой литературы.

1. Музыка. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. — Алматы «Атамұра» 2017.
2. Музыка. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. — Алматы «Атамұра» 2015.
3. Интерактивное обучение на уроках самопознания. — Алматы 2013.
4. Духовное наследие человечества (5-11 классы). Методическое пособие для учителей. — Алматы 2014.

Категория: