Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Интегрированный урок литературы и музыки

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Шаламова Елена Владимировна, учитель музыки и пения, первая квалификационная категория высшего уровня,
Абылгазиева Роза Галымовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Средняя школа № 14», город Усть-Каменогорск, Октябрьский район

Шаламова Е.В. Абылгазиева Р.Г.

Класс: 5 «В» (класс с государственным языком обучения)

Тема: Выражение возвышенности и благородства чувств героя через литературное слово и музыку по мотивам сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Цель: Познакомить учащихся со сказкой Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» с помощью интеграции искусств, литературы и музыки, через выражение возвышенности и благородства чувств героев.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с творчеством Андерсена, с биографическими фрагментами из жизни писателя; побудить учащихся к активной мыслительной и практической деятельности путём определения настроения музыки и образа неизвестного литературного героя на основе восприятия фрагментов музыки П. И. Чайковского и умения имитировать наиболее характерные диалоги героев сказки Андерсена с помощью слов, движений и музыки.
Развивающая: Привить интерес к чтению, развить навыки грамотного чтения, анализа литературного текста, творческих способностей учащихся, обогатить словарный запас учащихся; способствовать развитию вокально-хоровых навыков в процессе пения под фонограмму (караоке).
Воспитывающая: Воспитать умения ценить и беречь чувство любви и дружбы, упорство в достижении целей, стремление не отступать перед трудностями и испытаниями. Воспитать интерес к сказке и классической музыке с помощью слова и музыки через выражение возвышенности и благородства чувств героев.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: нетрадиционная — Интегрированный урок литературы и музыки, групповая.

Технология: ИКТ игры — «Определи слово», «Убери лишнее»; АМО — «Поздороваемся глазами», «Солнечные зайчики-ожидания», «Оживи сказку», Итоговый круг «Подари сердечко».

Наглядность: Литература: словарные слова, слайды — флипчарты № 1, 4–12; макет сердца, тесты, солнечные зайчики — 2 шт.

Музыка: фрагменты музыки П. И. Чайковского — «Дети встречают гостей» из балета «Щелкунчик», «Сладкая грёза» из «Детского альбома» и «Капель» из цикла «Времена года», фрагмент «Танец балерины» из мультфильма «Стойкий оловянный солдатик» композитора Яна Френкеля, текст и видео (караоке) песни «Оловянный солдатик», маски героев сказки — оловянный солдатик, танцовщица, тролль, мальчик в комнате, мальчик на улице, крыса, женщина; флипчарты № 2, 3.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель музыки: Ребята, встали, посмотрели друг на друга и поздоровались глазами. (Метод «Поздоровались глазами») (Флипчарт № 1. На фоне осени улыбающееся солнце)

Учитель литературы:

— Осеннее солнце светит в окно,
Вашим успехам радо оно.
С солнышком вместе урок мы начнем.

Учитель музыки: Солнышко нам радо и посылает нам своих солнечных зайчиков. Напишите на них, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. И пусть это будет нашей тайной до конца урока.
(Флипчарт № 2. Под солнечными зайчиками спрятаны слова: радость, счастье, вера, надежда, восхищение)

Учитель литературы: Тетради откроем и ручки возьмем. Запишите число и классная работа.

— Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы будем читать, писать, думать на интересную тему, которая пока в тайне.

2. Актуализация

Учитель музыки: И поговорим о музыке, которая поможет нам раскрыть чувства литературного героя.

— Любите, когда к вам приходят гости? С каким настроением мы встречаем гостей?

— Что вы испытываете, когда к вам приходят гости? (Радость, гордость, счастье)

— Послушайте внимательно фрагмент «Дети встречают гостей» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского и определите настроение музыки (учащиеся устно подбирают слова). Опишите характер музыки. (Радостная. Весёлая. Энергичная, танцевальная)

Игра «Определи слово» — Под солнечными зайчиками спрятались слова-настроения, которые нам подарила эта музыка. Меруерт, подойди к доске и покажи, что подарила нам музыка?

— Совпадают ли они с вашим настроением, с которым вы определились недавно? (Учащиеся на ИКД убирают солнышки в корзину, оставляя нужное слово)

— Гостей пришло много. Они все разные. Попробуем теперь нарисовать образ одного из гостей, прослушав музыкальный фрагмент «Сладкая грёза» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. А поможет нам в этом игра.

Игра «Убери лишнее». Послушайте музыку и оставьте на доске только те слова, которые соответствуют неизвестному образу гостя (учащиеся оставляют на доске слова — весёлый, интересный, любящий, добрый).

Мейрамгуль, выйди к доске и убери лишние. Какие слова остались? (Флипчарт № 3. Добрый, злой, страшный, веселый, интересный, жестокий, любящий)

3. Подготовка к изучению нового материла с проверкой пройденного материала (учитель литературы).

— Очень хорошо. Вы умеете слушать музыку. Кто же у нас в гостях на уроке литературы? Совпадет ли образ нашего писателя с образом одного из гостей? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока. Также проследим, какие чувства испытывает наш герой и к какой группе их отнесем?

4. Проверка пройденного материала

— Отгадайте ребусы, определите жанр произведения. Что это? (Сказки)

(Гадкий утенок, Снежная королева, Русалка, Новое платье короля, Дикие лебеди, Принцесса на горошине, Оловянный солдатик). (Флипчарт № 4, 5, 6. Ребусы по сказкам Андерсена)

5. Краткая беседа о сказке с работой на ИКД — укажите стрелками

Название сказки   Вид сказки
Название сказки
Иван – царевич и Серый волк
Лиса и козел
Алдар Косе и хвастливый бай
  Вид сказки
Бытовая
Волшебная
Сказка о животных

(Флипчарт № 7. Название и вид сказки)

— Кластер «Темная лошадка» после краткого знакомства с биографическими фрагментами из жизни писателя (поцепочное чтение).

Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Родился будущий сказочник в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал их по-своему, приукрашивал их, и в новом виде рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Когда он подрос, чем только он ни занимался — и башмаки чинил, и певцом был, и в школу танцев ходил.

В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но привлёк не актерский талант, а писательский дар.

Всего Андерсен написал 170 сказок. Ему поставили несколько памятников.

Флипчарт № 8. (поставить шторку)

В группе. Слова для справок на маркеровой доске.

Запись в тетради.

Словарная работа: Олово. Лексическое значение. Образовать прилагательное. Орфография — янн. Словосочетание.

6. Изучение нового материала. Сказка «Стойкий оловянный солдатик»

Работа с текстом.

1. Чтение зачина и концовки учителем.

Все двадцать пять лежали рядком в картонной коробке. В ней было темно и тесно. Но оловянные солдатики — терпеливый народ, они лежали не шевелясь и ждали дня, когда коробку откроют.
И вот однажды коробка открылась.

— Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! — закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши.

Ему подарили оловянных солдатиков в день его рождения.

Мальчик сейчас же принялся расставлять их на столе. Двадцать четыре были совершенно одинаковые — одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твердо, как другие на двух.

Вот с этим-то одноногим солдатиком и произошла замечательная история, которую я вам сейчас расскажу.

Вопросы:

— сколько солдатиков было в картонной коробке?
— из чего они были вылиты?
— каким был 25 солдатик?
— мое ключевое слово — одноногий, твердый. (Запись ключевых слов на доске)

2. Флипчарт № 9. Звучит музыка П. И. Чайковского «Капель» из цикла «Времена года».

Работа в группе. Чтение и ответы на вопросы, выделите основное качество героя — подбор ключевого слова.

Отрывок № 1

И тут вдруг хлынул дождь, да какой! Настоящий ливень!

По улице расползлись широкие лужи, потекли быстрые ручьи. А когда наконец дождь кончился, к тому месту, где между булыжниками торчал оловянный солдатик, прибежали двое уличных мальчишек.

— Смотри-ка, — сказал один из них. — Да никак это оловянный солдатик!.. Давай-ка отправим его в плавание!

И они сделали из старой газеты лодочку, посадили в нее оловянного солдатика и спустили в канавку.

Лодочка поплыла, а мальчики бежали рядом, подпрыгивая и хлопая в ладоши.

Вода в канаве так и бурлила. Еще бы ей не бурлить после такого ливня! Лодочка то ныряла, то взлетала на гребень волны, то ее кружило на месте, то несло вперед.

Оловянный солдатик в лодочке весь дрожал — от каски до сапога, — но держался стойко, как полагается настоящему солдату: ружье на плече, голова кверху, грудь колесом.

— Какая была погода? Какие определения помогают нам представить эту погоду?

— Что случилось с лодкой? Опишите с помощью глаголов?

— Как держался наш герой?

Ваше ключевое слово: стойкий.

Отрывок № 2

«Я спасен!» — подумал солдатик.

Но тут послышался такой гул и грохот, что любой храбрец не выдержал бы и задрожал от страха. Подумать только: за мостом вода с шумом падала вниз — прямо в широкий бурный канал!
Оловянному солдатику, который плыл в маленьком бумажном кораблике, грозила такая же опасность, как нам, если бы нас в настоящей лодке несло к настоящему большому водопаду.
Но остановиться было уже невозможно. Лодку с оловянным солдатиком вынесло в большой канал. Волны подбрасывали и швыряли ее то вверх, то вниз, но солдатик
по-прежнему держался молодцом и даже глазом не моргнул.

— прочитайте отрывок о солдатике.

— ваше ключевое слово: бесстрашный, упорный, верный.

3. Вывод после чтения учителем концовки сказки. (Флипчарт № 10)

Совместно мы составили образ нашего героя. Как вы думаете, какое у него сердце? Какие чувства бьются в этом сердце? (Упорство, стойкость, любовь, верность, нежность, твердость). Мы можем сказать, что они благородные, возвышенные? Таким образом, Андерсен с помощью слова выражает благородство и возвышенность чувств героя. Несмотря на грустный конец сказки, мы верим в любовь, в добро, в тепло наших сердец. А кто нам помог познакомиться с прекрасным героем? Наш гость Андерсен.

7. Проверка понимания изученного материала

Вернемся к неизвестному гостю, который вы составили по музыкальному отрывку. Можно сказать, что это Андерсен? (Флипчарт № 11. Кластер «Какой он? Рисунок оловянного солдатика»)

8. Тестовая работа (5 вопросов)

1. Родина Андерсена:

А. Испания В. Америка С. Дания Д. Россия

2. Папа Андерсена был:

А. сапожником В.актером С. футболистом Д. Писателем

3. Мама Андерсена —

А. певица В. прачка С. санитарка Д. актриса

4. Андерсен —

А. актер В. певец С. художник Д. Сказочник

5. Укажите лишнее:

А. «Гадкий утенок» В. «Иван — царевич и Серый волк» С. «Оловянный солдатик» Д. «Снежная королева».

Ключ. 1с, 2, а, 3в, 4 д 5 в

Оценка

«5» — 0 шибок
«4» — 1 ошибка
«3» — 2 ошибки
«2» — более

В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

9. Домашнее задание: прочитать весь текст, подготовить ответы на вопросы

10. Обобщение и итог урока (учитель музыки)

Метод АМО «Оживи сказку»

Игра «Оживи сказку». Что нужно сделать, чтобы оживить нашу сказку? (Проиграть её с помощью слов, движений и музыки). Давайте назовём героев сказки… Возьмите слова героев сказки, оденьте маски. Итак, все готовы? Сказка оживает…(Дети эмоционально проигрывают диалоги с помощью слов, движений и музыки, танцовщица и солдатик танцуют вальс)

1. Мальчик: Изобрази, как воскликнул мальчик, которому мама купила большую коробку с оловянными солдатиками и он заметил, что один солдатик сломанный.

«Ой, да у тебя только одна нога!»

2. Танцовщица: Изобрази танцовщицу, стоящую в дверях замка. Девушка стояла на одной ноге, вытянув перед собой руки.

3. Солдатик (после танцовщицы): Изобрази, что подумал солдатик, увидев впервые танцовщицу. «Вот бы мне такую жену! Только она, видать, из знатных, живет во дворце, а у меня всего-то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых двадцать пять солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!» Пригласи её на вальс и станцуй с ней.

4. Тролль: Изобрази злобного, старого и жестокого чёрта-тролля из табакерки, который пригрозил солдатику: — Оловянный солдатик, не смотри куда не надо! — Ну погоди же, вот наступит утро!

5. Мальчик на улице: Изобрази одного их двух мальчиков, которые пускали бумажные кораблики и заметили солдатика. «Смотри-ка, одноногий солдат. Давай отправим его в кругосветное плаванье!» Положи его в лодочку, и отправь плыть по течению в луже.

6. Водяная крыса:

Изобрази большую водяную крысу, жившую под мостками в канаве, которая увидела солдатика плывущего в кораблике.

— Паспорт есть? Предъяви паспорт!

— Держите его! Держите! Он не уплатил пошлины! Он беспаспортный!

7. Женщина: Изобрази как ахнула Женщина, купившая рыбу, которая разрезала её и нашла в ней солдатика. «Так это же наш пропавший солдатик!»

8. Мальчик в комнате: Тут в комнату вбежал мальчик. «Этот одноногий солдат опять здесь!» — рассержено крикнул он и швырнул его в огонь.

9. Солдатик: (после мальчика в комнате) Изобрази настоящего, любящего, искреннего солдатика, который обращается к танцовщице с просьбой, не прыгать в огонь.

Вот вернулся и я сюда,
Смерти на свете нет!
Если снова свела судьба,
Услышать хочу ответ.

Молодцы! Как вы себя чувствовали в роли героев сказки? Помогла ли вам музыка изучить литературное произведение? Совпало ли ваше настроение с чувствами героев сказки? Поаплодируем друг другу. Всё здорово получилось.

Учитель литературы: (Флипчарт № 12)

12. Итоговый круг. «Подари сердечко»

А теперь я предлагаю вам встать в полукруг, взять в руки маленькое сердечко (Звучит начало песни, дети видят сердце солдатика) и подарить своё возвышенное и благородное чувство своему другу.

Итоговый круг «Подари сердечко»

Какие благородные чувства ты хочешь подарить другу?»
«Я хочу подарить… (тепло, любовь, радость, счастье, нежность)
Теперь вернёмся к нашим «зайчикам ожиданий». Сядьте за парты. Посмотрите, оправдались ли ваши ожидания? Откроем «зайчики» и читаем. Что помогло нам сделать урок интересным и познавательным? (Сказка Андерсена и музыка П. И. Чайковского).

13. Учитель музыки: Урок закончим красивой песней «Оловянный солдатик» с помощью видео-караоке, слова которой вы должны выучить наизусть.

Исполнение песни «Оловянный солдатик»
Учащиеся на уроке

Используемые источники:

1.Урок литературного слушания в 1 классе по теме: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

2. Активные Методы Обучения

Скачать флипчарт «Интегрированный урок литературы и музыки»Скачать флипчарт

Категория: