Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Интеграция предмета «Самопознание» в предметы эстетического цикла

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Ямолдинова Людмила Степановна учитель художественного труда, черчения и самопознания первой категории, стаж 26 лет. КГУ «Явленская СШ№ 1 имени Т. Позолотина — Героя Советского Союза» Есильского района СКО

Фото с сайта mokrousovams.blogspot.com

Внутреннее стремление к обновлению

Все в жизни течет и меняется. Но не изменяются вечные ценности — любовь, доброта, уважение, сочувствие. В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли, мечты, чувство прекрасного, ответственность за свои мысли и поступки, мужество и бесстрашие, забота и сострадание. Располагая таким богатством, «душа начинает трудиться»: создавать свой мир, творить, познавать, исследовать, стремиться к новому, совершенствоваться... Современная жизнь делает заявку на человека, который способен видеть и решать проблемы лично и в группах, готовый и способный самостоятельно учиться новому в жизни, самостоятельно находить, а также и применять нужную информацию. В программе «Рухани жаңғыру» выделено несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца. «Первое условие модернизации нового типа — это сохранение своей культуры, собственного национального кода.» — Н. Назарбаев. Одним из направлений модернизации общественного сознания является работа по формированию чувства патриотизма. Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, с малой родины. Как говориться в Государственной программе развития образования РК — одной из важных задач модернизации системы образования является формирование интеллектуальной нации, представители которой обладают не только конкурентно способными знаниями, креативным мышлением, но и высокими гражданскими принципами, чувством патриотизма и социальной ответственности.

И чтобы ребенок не потерялся в современном обществе, я на своих уроках и не только на уроках должна предоставить возможность каждому учащемуся посмотреть на себя со стороны, как на совершенно незнакомого постороннего человека. И всегда надеюсь, что каждый ребенок откроет в себе радугу возможностей, которые помогут ему шагать по жизни уверенными шагами. Критерием моей педагогической деятельности стали профессионализм, творчество, компетентность. Почему? Потому что я не останавливаюсь на достигнутом в своей работе. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности в организации непрерывного образования педагогов. В течение более двадцати пяти лет я учу и учусь. Постоянно изучаю и внедряю новые педагогические технологии, участвую в обмене опытом, совершенствую свои знания в области педагогики и психологии, отслеживаю изменения, происходящие в жизни общества. Существенную роль в этом играют курсы повышения квалификации, различные конференции, семинары. Хочется отметить трехуровневые курсы, которые позволили мне в очередной раз пересмотреть свою трудовую деятельность, внести в нее корректировку. Курсы переподготовки по обновленной программе, курсы тренеров «Рефлексия в практике» это дальнейшие ступеньки моего самообразования. У меня всегда присутствует желание творить, работа у меня очень интересная и доставляет мне удовольствие.

Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Развитие творческого начала, творческих способностей учащихся всегда волнует меня как учителя в процессе практической работы с детьми. В этом деле большую помощь оказывают предметы, которые я веду — изобразительное искусство и технология — сейчас это художественный труд, черчение, самопознание, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности. Методом «открытий» решаем с ребятами различные творческие проблемы, привлекая при этом тот жизненный опыт, который они уже накопили. Поисковая деятельность будь то индивидуальная, групповая или коллективная стимулирует творческую активность учащихся, из возможных вариантов помогает найти им правильное решение. Индивидуальное творчество в творчестве группы дает очень интересные творческие результаты. Метод диалогичности активизирует потребность к творческому анализу. Первые минуты урока считаю ценными. В это время, используя различные формы и методы, стараюсь поставить перед детьми проблему и организовываю детей на совместное ее решение. При этом стараюсь в этот маленький промежуток времени таким образом организовать процесс восприятия, чтобы у учащихся выросла потребность к творческому, образному выражению своих мыслей, чувств и идей в практической работе. Я стараюсь быть вдохновителем для учащихся.

Через свое творчество, наблюдение, рефлексию я планомерно интегрирую модули программы на всех этапах урока. Предпочтение отдаю модулям «Критическое мышление», «Обучение талантливых и одарённых детей» и «Управление и лидерство», которые направляют меня на поиски нового, проведения более тщательного анализа каждого этапа урока. А модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» неоспоримо помогает отследить процесс продвижения учащихся к целям их учения. И главным критерием оценки своей работы вижу в том, что ребята становятся увереннее в себе. Появляется желание и стремление увидеть результаты своего труда. По окончании учащимися школы я вижу результат своей трудовой деятельности. С чем мы сталкиваемся с ребятами на уроках, все это воплощается в жизнь. Урок изобразительного искусства — нарисовать свой дом, в котором будешь строить свою семью. На уроках самопознания ведем разговор о самом главном в жизни каждого человека — о семье. На уроках технологии диалог продолжается — о культуре, традициях и обычаях, об интерьере и о многом другом. На уроке черчения эта тема имеет свое продолжение — создание своими руками строительного чертежа своего дома. А то, что создано своими руками, для своего будущего, а потом еще в будущем реализовано — это тот мостик, который я бы назвала «школа — жизнь». Примером может служить проект по благоустройству парка отдыха в нашем селе. В 2014 году на уроках изобразительного искусства и черчения мы планировали и создавали макеты парка. Обращались с нашими предложениями к сотрудникам местной администрации. Через год дети увидели, как стал преображаться наш парк. Появились красивые скамеечки, детская площадка, различные качели, и даже скульптуры животных и птиц. С группой ребят мы внесли и свою посильную лепту, выполнили роспись стены. Дети до сих пор гордятся тем, что это работа выполнена их руками. С 2012 года в нашей школе по инициативе учащихся был запущен проект «От сердца к сердцу». Проект постоянно в действии. Это значит, что те вечные ценности, о которых я говорила вначале, не утратили свою силу.

Итак, в условиях постоянно изменяющегося мира такая дисциплина как «Самопознание», безусловно, поможет каждому ребёнку освоить четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории. Поиск оптимальных путей формирования у детей нравственно-духовных представлений может базироваться в такой области, как интеграция учебных дисциплин. На каждом из моих уроков прослеживается связь с жизнью. И это актуально. Это значит, что ребята способны будут самостоятельно сориентироваться в ситуации, правильно поставить перед собой цели и конечно достигать результатов.

С учетом вышесказанного могу с уверенностью сказать, что «мостик» цель — результат, опорами которого являются модули программы, помогает продумывать обучение учеников, а также вносить соответствующие коррективы в планирование и практику преподавания и обучения, демонстрировать гибкость в корректировке планов в соответствии с меняющимися в жизни обстоятельствами. Самое ценное, что школьники научаться самостоятельно, приобретать знания, и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; научатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность. И чтобы этого достичь, я, конечно, ставлю перед собой задачи: расширение кругозора учащихся; формирование культуры эстетического отношения; развитие творческих способностей, интереса к культуре; раскрытие творческого потенциала; изучение и сохранение традиций, а также исторического прошлого нашего края; через изучение корней и традиций искусства формирование национального самосознания. В совокупности все задачи, которые я ставлю перед собой, являются основными принципами моего педагогического кредо — самостоятельная творческая научная деятельность детей, творческий подход и игра. Меня как учителя объединяет с детьми это любовь, стремление сделать мир добрее и счастливее. Знать, уметь и отдавать больше, чем умеем. Вместе с коллегами мы стараемся создать среду, в которой любой ученик мог бы учиться в соответствии со своими интересами и способностями. А помогают нам в этом мечты, выдумки, фантазии, творчество, любовь и конечно улыбка. И мне хотелось бы, чтобы нас окружали свободные, жизнелюбивые и талантливые личности, способные к созидательной, творческой деятельности в таком сложном и противоречивом течении жизни. Учить детей с радостью и без принуждений возможно, если в своей работе используешь новые технологии. Как говорил Е. И. Рерих «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».

Категория: