Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Формирование здорового образа жизни у учащихся средствами физического воспитания

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Туксамбаев Нурлан Умырзакович — учитель физической культуры, первой квалификационной категории, Федоровская общая средняя общеобразовательная школа № 1

Формирование здорового образа жизни у учащихся средствами физического воспитания (из опыта работы учителя физической культуры 1 категории Федоровской ОСОШ № 1 Туксамбаева Нурлана Умырзаковича)
 

«Движение по сути, может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движение».

А. С. Сухинский

Мое педагогическое кредо звучит так: «Движение по сути может заменить лекарство, но ни какое лекарство не заменит движение». В связи с этим я призываю всех не только учащихся, но и педагогов как можно больше двигаться, поскольку движение это здоровье.

Мои уроки по физической культуре строятся на основе здоровьесберегающего принципа, который предусматривает, прежде всего, сохранение здоровья на всех этапах обучения. Как известно, любая система занятия требует тщательного учета возможностей каждого учащегося, поэтому очень важно владеть информацией о потенциальных способностях ребенка. Меня, как учителя постоянно беспокоит и заботит то, как заинтересовать учащихся к занятию физической культурой. А этого можно добиться созданием ситуаций успеха на занятии, путем дозирования выполняемых упражнений.

В среднем звене школы учащиеся имеют возможность на уроках физической культуры сами самостоятельно подбирать упражнения для проработки определенных суставов, сухожилий и мышц, так как в этом возрасте идет интенсивное развитие детей, и они уже конкретно проявляют интерес к тем или иным видам спорта. Но вместе с этим я расширяю арсенал изучаемых упражнений, возрастает требование к качеству их выполнения и методу применения. В средних классах перед проведением общеразвивающих и подготовительных упражнений, ставя задачу выполнить их самостоятельно, я сообщаю последовательность выполнения упражнений.

В декаде учителей физической культуры провел ряд открытых уроков по легкой атлетике на такие темы: «Метание малого мяча на дальность», «Бег на короткие дистанции 60 метров», «Техника низкого старта. Прыжок в высоту с разбега способом перешагивание» и на баскетбольную тему: «Передача, ловля и ведение мяча двумя руками от пола, одной рукой с последующим броском в кольцо».

Любое физическое упражнение, а в целом и занятие я вместе с учащимися рассматриваю как средство развития не только физических качеств, но и личностных, моральных, что в целом оказывает благоприятное воздействие на формирование положительных черт личности растущего человека.

Для развития у учащихся интереса, активности к занятию физкультурой я использую следующие компоненты учебной деятельности: мотивационный, ориентационный, игровой, оценочный.

На каждом занятии надо заботиться о том, чтобы оказать помощь учащимся в организации самоконтроля. На основании такого самоконтроля учащиеся в ходе занятия и по конечному результату могут сравнить достигнутое с тем, что было заданно. А со своей стороны должен обеспечить их необходимой информацией.

Почему надо учить школьников учиться? Почему на уроках физической культуры надо одинаково заботиться о развитии психических и физических функций?

Потому, что деятельность человека всегда произвольна, сознательно управляема. Для ее осуществления человек должен обладать соответствующими двигательными качествами. Но при этом ему не обходимо, чаще всего самому, отвечать на такие вопросы: какие качества ему нужны, каков уровень развития и чем определяется этот уровень, каковы особенности связи с другими анатомо-физиологическими и психическими функциями?

Главное — чтобы сами дети стремились стать лучше, но к сожалению не всегда это бывает возможным поскольку как вы знаете, почти 50% детей, поступающих в школу имеют низкий уровень физической подготовленности, либо имеют те или иные нарушения в развитии, которые не обходимо учитывать на протяжении всего учебного периода. Это проблема очень актуальна, но разрешима. Все зависит от условий, которые будут созданы для учащихся, их возможностей и желанием потрудиться над собой.

В своей педагогической деятельности немало внимания уделяется внеклассной работе, проведению воспитательных спортивных мероприятий совместно с классными руководителями среди учащихся, а так же привлекают родителей детей. Традиционными стали для меня такие мероприятия как: «Папа, мама, я — спортивная семья» , «Веселые старты», «Фестиваль здоровья», которое оказывает большое влияние на формирование здорового образа жизни, и прививают любовь к занятию спортом. В данные спортивные мероприятия включаются различные виды занятий, которые очень любят дети это бег, прыжки, кувырки, упражнение с мячами, обручем, скакалкой и многие другие.

В таких спортивных мероприятиях активное участие принимают учащиеся как начального, так и среднего звена

Ежегодные внутришкольные соревнования по баскетболу, футболу, теннису, волейболу стали хорошей доброй традицией в нашей школе.

Плодотворная работа ведется совместно с учителем НВП по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, учащимся очень нравятся спортивные мероприятия, посвященные Дню защитников Отечества и Дню Победы, такие как «Смотр строевой и физической подготовки», «Меткий стрелок» и другие, которые воспитывают у детей, прежде всего чувства патриотизма, любви к Отечеству, формируют стремление быть верными защитниками Родины.

Естественно от того, насколько живо, увлекательно и доступно я буду проводить воспитательные спортивные мероприятия, зависит проявление интереса учащихся и к учебному материалу, который преподается на уроках физкультуры. Так как эти соревнования должны быть логически связанны с учебным материалом.

С большой ответственностью и всей серьезностью в нашей школе проводится традиционная сдача Президентских тестов, которую я провожу 2 раза в год: в весенний и осенний период. В них участвуют учащиеся 5,9,11 классов, а остальные классы сдают нормативы по школьной программе. По итогам проведенной работы ведется тщательный анализ, после которого школа награждает учащихся выполнивших нормативы.

Особое внимание уделяю агитационной профилактической работе среди учащихся и коллег методического объединения «Физическое воспитание и НВП», регулярно обновляю материал на стендах школы по следующим темам: «Спортивные события в нашей стране и за рубежом», «Уголок КФК», «О с порт — ты Мир», «Здоровый образ жизни — залог здоровья», «Президентские тесты — спортивная площадка рекорда».

Таким образом, я в своей учительской деятельности в всех ее проявлениях пропагандирую стремление к здоровому образу жизни, как воспитанников, так и своих коллег.

И как уже было сказано выше, движение это здоровье, если мы научим детей беречь, ценить и укреплять свое здоровье, а так же самое главное будем своим личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно наедятся на то, что будущее поколение будет более развитым и здоровым