Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Формирование главных компонентов музыкального слуха

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Лапина Марина Евгеньевна
преподаватель I квалификационной категории
музыкально-теоретических дисциплин
КГКП «Детская музыкальная школа» акимата
г. Курчатова ВКО

Лапина М.Е

Основная цель обучения в детской музыкальной школе — воспитание гармонически развитой личности ребенка посредством музыки.

Особая роль в этом принадлежит музыкально-теоретическому циклу. Формируя в качестве основной задачи музыкального образования «Развитие музыкально-творческой личности учащихся», целью сольфеджио является развитие музыкального слуха. Всякая музыкальная деятельность в любом виде: слушание музыки, пение, игра на инструментах способствует активному развитию музыкальности и музыкального слуха.

Занятия по сольфеджио направлены на развитие мелодического, гармонического и полифонического слуха, при наличии которого учащиеся могут мысленно представлять музыкальные произведения или его часть во всех деталях. Для развития мелодического слуха на уроках сольфеджио ДМШ применяются следующие формы работы:

• Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней, интервалов, секвенций в ладах.
• Заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором на инструменте.
• Метроритмические упражнения.
• Пение с листа одноголосных примеров (a`capella или с сопровождением).
• Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз (вопрос-ответ, пропущенных тактов), импровизаций мелодий, песен, интонаций.
• Дидактическая игра «Звезда»
• Развитие гармонического слуха.

Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней, интервалов, секвенций в ладах

Одной из форм развития мелодического слуха является пение гамм, ступеней, заучивание мелодии. Эта очень кропотливая работа, требующая большого терпения, усердия и творческой активности, как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося.

В решении этой задачи может помочь пение ступеней в предложенной тональности.

Формирование главных компонентов музыкального слуха

Полезно использовать ручные знаки (болгарская столбица).

Другим способом развития мелодического слуха и наиболее эффективным является заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором на инструменте.

Параллельно на сольфеджио ведётся работа над запоминанием простейших мелодий, пением и проигрыванием их на фортепиано от разных звуков.

Формирование главных компонентов музыкального слуха

Эти способы работы развивают чувство лада, звуковысотность, умение перестраиваться из одной тональности в другую. Также необходимо уделять внимание подбору на слух простейших мелодий, что дает значительные результаты в развитии слуховых возможностей ребенка.

Метроритмические упражнения

Метроритмические упражнения необходимо вводить с первых уроков, использовать их в разных размерах. Ученики отстукивают рисунок, при этом делается акцент на запоминание ритмических оборотов — тактов, что очень важно в дальнейшей работе с диктантами. Также полезно писать с учащимися ритмические диктанты. В начале пути — это коротенькие фразы с простейшим рисунком, а в дальнейшем более сложные построения. На предложенные ритмические рисунки каждый учащийся может сочинить мелодию и записать ее в нотной тетради.

Формирование главных компонентов музыкального слуха

Перед написанием мелодического диктанта необходимо распеть учащихся на элементах музыкального диктанта. Пропеваются скачки и похожие мелодические обороты из него. Предшествующая работа подготавливает учащегося к следующему разделу — формирование музыкального слуха. Выработанные у учащихся навыки доводятся до автоматизации. Уровню развития учащихся способствуют умения комплексно осуществлять полученные навыки на других дисциплинах: фортепиано, казахской и зарубежной музыкальной литературе и хоре: анализ, эмоциональное восприятие, знание формы композиции, теоретическая грамотность.

Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз (вопрос-ответ), пропущенных тактов, импровизаций мелодий, песен, интонаций

Этим творческим видом деятельности нужно заниматься уже с первого класса. Ощущение устоя, тоники и умение допеть до неё — развивает ладовое чувство а, следовательно — мелодический слух в целом. Кроме того, этот вид работы интересен, он мобилизует ученика, заставляет его собраться и спеть простенькую мелодию из 2-5 нот. Допевать можно по звукам тонического трезвучия, поступенно вверх или вниз до тоники, использовать прием опевания, скачки ит. д. За каждый такой индивидуальный ответ надо словесно поощрить ученика, при этом указать на ошибки, и поставить положительную оценку. Импровизация развивает у учащихся такие творческие навыки как сочинение.

Формирование главных компонентов музыкального слуха Формирование главных компонентов музыкального слуха

Музыкальная память — важный элемент, входящий в понятие «Музыкальность». Благодаря наличию музыкальной памяти ученик удерживает в сознании мелодию песни, узнает музыкальные произведения. Формы работы над развитием музыкальной памяти могут быть разные: диктанты (зрительный, самодиктант — запись знакомой песни), попевки с последующим подбором на слух.

Запись диктанта, заучивание мелодий наизусть направлены на развитие музыкальной памяти, а сочинение мелодий — на творческое воображение. Эти компоненты в процессе обучения влияют друг на друга и должны быть взаимосвязаны друг с другом, только тогда преподаватель достигает высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

На начальном этапе развития интонационного слуха у учащихся большое значение приобретает изучение интервалов, взятых не только в ладу, но и от любого звука. Решая эту проблему с учащимися можно разработать дидактические карточки с мелодическими оборотами интервалов из знакомых детям песен. Например:

Формирование главных компонентов музыкального слуха Формирование главных компонентов музыкального слуха

Эта совместная работа с учащимися (дети на урок приносят задания: составить свои карточки с оборотами из знакомых песен) дает положительные результаты развития музыкальной памяти в ощущении интервальных расстояний.

Дидактическая игра «Звезда»

Для закрепления полученных навыков на уроках сольфеджио с учащимися можно применить такую дидактическую игру, как «Звезда».

Формирование главных компонентов музыкального слуха

Пособие «Звезда» представляет собой макет из шестиугольной звезды с обозначением ступеней: I–VII. Дети разделяются по рядам. Первые 5 интервальных последовательностей интонирует первый ряд, набирая баллы в виде звездочек. Затем участвует второй ряд. Победителям вручаются медальки. Это игра развивает слуховые данные, чувство лада, азарт победы, желание быть лучшими.

Развитие гармонического слуха

«Гармония» — в переводе с греческого языка означает связь, сплочённость. В музыке — это, прежде всего звуки, принадлежащие к определенному ладу, связанные в созвучия — аккорды, и их последовательность. Изучение аккордов начинается с трезвучия. Ладовая окраска трезвучий бывает разной: мажорное (образ веселого человека), минорное (образ грустного человека).

Гармонический слух формируется при пении интервалов, аккордов, при анализе на слух гармонических оборотов при сочинении музыки.

Знакомство с Т53 и S53 и D53 начинается со второго класса, как с трезвучиями главных ступеней — I, IV, V. В дальнейшем изучаются обращения. Трезвучия как бы меняют свой облик. При этом их надо проиграть учащимся на фортепиано, затем вместе спеть.

Очень продуктивным способом воспитания гармонического слуха и усвоения теоретического материала происходит через творческие задания. На уроках
можно дать задание детям сочинить мелодию на предложенную картинку, на стихи, на ритм. И затем преобразовать её в разные жанры (полька, вальс, марш). Можно на свои сочинения ученикам сделать зарисовки.

Изучая тему «Главные ступени лада», дать задание подобрать аккомпанемент на мелодию, в которой присутствует эта гармония. Или, к примеру, взять мелодию из учебника «Сольфеджио» («Одноголосие» автор Калмыков, Фридкин) и подобрать к ней бас. Сначала это выдержанный бас на каждый такт, а с учётом имеющихся у учеников пианистических возможностей, задание усложнить ритмически, фактурно и т. д. При этом учитывается жанровость мелодии (полька, вальс). Другой формой работы над развитием гармонического слуха является пропевание, проигрывание, и восприятие на слух цепочки аккордов.

Например:

Т53 — S64 — D6 — Т53; Т6 — S53 — D64 — Т6; Т64 — S6 — D53 — Т64. Такие цепочки пропеваются в разных тональностях, в мелодическом прямом движении снизу вверх.

Но работу надо начинать с малого. Вначале это интервалы, взятые из любимых песен и заученные в разных тональностях. Дети изготавливают карточки с интервалами и подписывают, в каких песенках они встречаются. Например:

Формирование главных компонентов музыкального слуха Формирование главных компонентов музыкального слуха

В качестве наглядного материала в работе над гармоническим слухом хорошо использовать карточки с образными картинками и различными настроениями. Это помогает учащимся определить их на слух.

Сольфеджио — это учебная дисциплина, в задачу которой должно входить не только развитие музыкального слуха, но и воспитание музыкального вкуса, любви к музыке, творческого отношения к ней. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими средствами. Чувства красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту — маленький человек осознает своё достоинство» Б. В. Асафьев.

Категория: