Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

«Если жизнь посвятишь ты мечте…» С. Торайгыров

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цветкова Светлана Васильевна учитель истории высшей категории частной средней школы в честь прп. С.Радонежского г. Петропавловск Северо-Казахстанской области
Аржавикина Инна Александровна учитель русского языка и литературы

Цветкова С.В.

Урок литературы и истории по роману С. Сейфуллина  «Тернистый путь»

 

Вошел в туман казахский народ,
Позади пропасть, впереди — тьма,
Среди заблудившихся собратьев
Мало тех, кто знает истинную дорогу.
М. Дулатов.

 

Не падай и не сворачивай с тернистого пути, пока не одолеешь решающего перевала!
С. Сейфуллин.

1. Вступительное слово учителя литературы:

— Голодную степь окутала ночь. Над рекой светят далекие звезды. Высокий дремучий камыш окружил юрты. Дует мягкий ветерок, качается, шелестит камыш и тихим шумом своим вторит рыдающему кобызу. Кругом черная ночь, полная бед и страданий. Ночь времен кровавого царизма.

И нет сил спокойно смотреть на страдания народа. Слышишь горестные восклицания матерей, стариков и невест, и душа заволакивается черным туманом. Кажется, вот — вот разорвется от горя сердце с тихим печальным звуком. Люди мечутся, не отдавая отчета в своих действиях. Одни, словно повинуясь слепой силе рока, молча, терпеливо приготовились к смерти; другие, более благоразумные, стараются что-то предпринять, но все равно поддались панике и мечутся, не зная, что делать. Народ всколыхнулся, как море во время черного урагана. Глухо, сдержанно бьет прибой, пенятся валы, и нет силы, которая смогла бы успокоить стихию.

2. Слово учителя истории:

— В такие важные исторические моменты, когда решается судьба страны и народа, когда кажется, что позади пропасть, а впереди только тьма, повышается значимость, роль каждого человека, поэтому каждый должен сделать выбор, занять позицию, как сказал Султанмахмут Торайгыров, «… посвятить жизнь мечте», найти истинную дорогу и «не сворачивать с тернистого пути пока не одолеешь решающего перевала." (С. Сейфуллин).

Сегодня на уроке-полилоге мы предлагаем вам занять позицию, представить ее, доказать ее правильность, актуальность и убедить в этом тех, кто еще колеблется.

Учащиеся самостоятельно распределяются по группам:

1 группа — Партия «Алаш»;
2 группа — Партия большевиков;
3 группа — «Сомневающиеся»;
4 группа — Журналисты.

Газеты в начале 20 века были единственным средством массовой информации, большая роль отводилась газетам, которые знакомили с фактами, комментировали события, формировали общественное мнение. Группе журналистов нужно издать номер газеты, в котором отразились бы исторически правильно события и факты, а также ваше отношение к этим событиям.

Итак, предоставляем слово каждой партии, выскажите свою позицию, объясните программу и постарайтесь убедить «Сомневающихся» занять позицию. Для убедительности речи используйте исторические документы: программы партий «Алаш» и РКП(б), письмо А. Байтурсынова Ленину, роман С. Сейфуллина «Тернистый путь».

От первой и второй групп выступает по одному представителю с программами партий. Остальные учащиеся могут добавлять.

Партия «Алаш»

1. Автономия Казахстана.

2. Все народности уравниваются в правах.

3. Отделение церкви от государства. Все религии равны перед законом.

4. Все граждане равны перед законом и одинаково пользуются защитой закона.

5. В области налогов — проводится прогрессивно-подоходный налог.

6. Всеобщее, бесплатное обучение на родном языке.

7. В первую очередь землей наделяется коренное население.

Партия большевиков

1. Власть принадлежит народу.

2. Равенство всех в правах. Отмена сословий.

3. Частная собственность отменяется. Земля принадлежит крестьянам.

4. Церковь отделяется от государства, школа от церкви. Свобода вероисповеданий.

5. Образование бесплатное. Начальное образование обязательное.

После выступления представителей партий учащиеся из группы «Сомневающиеся» задают вопросы.
Приведем некоторые из них.

1. Вы говорите, что правительство будет выбираться и каждый из нас сможет участвовать в выборах. Но не окажется ли во главе тот, у кого больше денег?

Группа «Алаш»

В программе партии «Алаш» говорится, что «бедных партия называет товарищами; мироедов — врагами. Поддерживать всеми силами справедливость, она — сторонник всех обиженных и обездоленных (п.2). Правом выбора пользуются все без различия происхождения (Козыбаев М.К., Козыбаев И. М. История Казахстана, Алматы, Атамра, 1997 г., с. 62)

Группа большевиков

На страницах романа С. Сейфуллин приводит список кандидатов в члены правительства от партии «Алаш» и говорит, что это «сливки байской верхушки, сынки высокопоставленных чиновников, получившие воспитание в царских гимназиях, потомственные мырзы, элита нации»
(С. Сейфуллин. Тернистый путь. Алма — Ата, «Жарзшы», 1975. — с. 135)

Большевики говорили о том, что «нужно самим устраивать свою жизнь по образу и подобию своему… ибо ваша судьба в собственных руках.» (с.169)

2. Как мы будем жить? Будем ли мы свободны, сможем ли досыта есть, учить детей, совершать намаз? Дадут ли нам землю?

Группа «Алаш»

Партия провозглашает равноправие, неприкосновенность личности, свободу слова (п.3). Никакое религиозное учение не пользуется преимуществом перед другими религиями. У киргиз отдельный муфтий. Взимание налогов должно происходить по степени богатства и имущественного состояния. Бедный платит меньше. Народное образование — достояние всех. Обучение во всех заведениях бесплатное. Землей в первую очередь наделяется коренное население. Малоземельные батраки наделяются землей из фонда местных органов самоуправления.

Группа большевиков

«Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно »» (с.168). Согласно принятой большевиками программе Советская власть приступает к открытию школ с обучением на казахском языке (с. 192). По «Декрету о земле»  отменяется частная собственность на землю. Она передается в распоряжение крестьянских организаций в уравнительное пользование. «Землю тем, кто ее обрабатывает!»

3. И алашордынцы, и большевики говорят об автономии и независимости казахского народа. Будет ли место русскому народу в нашем государстве?

Группа «Алаш»

Что касается земли, то надел переселенцев — крестьян, до окончания полного надела туземцев не должен производиться, а ранее отобранные у киргизов земли переселенцами должны быть возвращены обратно (п. 6).

Группа большевиков

«Советская власть предоставляет автономию всем народам, угнетенным при царизме. Каждый народ имеет право самостоятельно решать свою судьбу. Пусть казахский народ готовится к созданию автономии сообразно своей территории» (с.192).

«Если казахам сейчас дать автономию, не обособив Алаш — Орду, то власть захватят буржуазные националисты. В алаш — ордынской автономии трудящиеся казахи не нуждаются…» (с.193).

— Группа Журналистов выпустила газету под названием «Серке» (вожак, который умеет вывести отару овец на дорогу во время степного бурана).

Учащиеся поместили в газету портреты членов партии «Алаш»: А. Байтурсынова, М. Дулатова, Ж. Аймауытова, М. Жумабаева — а также С. Сейфуллина; стихотворение М. Жумабаева на казахском и русском языках (перевод выполнен учениками). В рубрике «Особое мнение» журналисты выразили свою позицию о путях построения государства Казахстан.

Вопрос группе «Сомневающиеся»:

— Можете ли вы уже определить свою позицию, отдать предпочтение какой-либо из партий? (ученики отвечают).

Сделать это трудно, так как и та, и другая партия живут мечтой, не знают точно, наверняка, как поступить, допускают много ошибок, кровопролитий, спотыкаются и мечутся. Судьба как членов партии «Алаш», так и большевиков трагична. Например:

Ахмет Байтурсынов арестован 1937 году, расстрелян в1938 году;
Мыржакып Дулатов арестован в 1928 году, умер в Соловецком монастыре в 1935 году;
Жусупбек Аймауытов арестован в 1929 году, расстрелян в 1931 году;
Магжан Жумабаев репрессирован, в 1938 году расстрелян;
Сакен Сейфуллин арестован в 1937 году, расстрелян в 1938 году.

Заключительное слово учителя литературы:

«О люди, сколько еще мрази среди вас!.. О жизнь, каких только негодяев не растишь ты! Одни вынуждены страдать за справедливость, охваченные тоской и горем, другие торжествуют подло и мерзко. Да будут прокляты подлецы и мерзавцы!» — яростно восклицает С. Сейфуллин на страницах своей книги.

В конце урока учащиеся получают домашнее задание и по истории, и по литературе. Ученики должны написать эссе «Если жизнь посвятишь ты мечте…» (на основе исторического материала и романа С. Сейфуллина «Тернистый путь»).

Категория: