Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Эффективность использования игр в учебно-воспитательном процессе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Бексултанова Л.А.
СКГУ им. М.Козыбаева, in_yaz@mail.ru

Сущность игры как одного из видов деятельности обучающихся в том, что в ней отражаются различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, знания об окружающей действительности. Игра рассматривается как особое отношение личности к окружающему миру. Использование игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Для того чтобы успешно организовать учебные игры, педагог должен обладать развитым творческим воображением, запасом знаний и практических умений в области методики игры.

Теоретические идеи о воспитательном значении игры применительно к детям школьного возраста нашли своё применение, распространение и подтверждение в практике многих педагогов. Вопросу значения игры в воспитании и образовании человека уделялось большое внимание в педагогических трудах выдающихся мыслителей: Песталоцци, Коменского, Ушинского и др. Большое внимание вопросам изучения учебного содержания игр уделял В. А. Сухомлинский, который внёс игровое начало во все направления школьной работы и придавал особое значение вопросам руководства игровыми действиями в образовательных и воспитательных целях, вводил детей в большой мир с помощью игры. Также, талантливый педагог использовал игру и на уроке, и во внеклассной работе, объединяя оба вида деятельности в единое целое.

Игру следует использовать в качестве дополнительного вспомогательного средства, активизирующего познавательную деятельность учащихся, способствующего совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Игра, опирающаяся на психологические особенности личности подрастающего поколения, значительно повышает эффективность образовательного и воспитательного воздействия на учащихся при условии обеспечения продуманного педагогического руководства. Игровая деятельность открывает перед учащимися широкий круг научных интересов и подталкивает их на осознанную необходимость заниматься самообразованием в различных областях знаний и поэтому игра служит первым толчком к дальнейшей самостоятельной деятельности. Совместно с другими средствами учебно-воспитательного характера, игры и игровые приёмы, связанные с учебным материалом, могут не только ориентировать учащихся в области различных профессий, но и прививать им определённые стремления, способствовать осознанию учащимися своих личных возможностей в деле применения полученных знаний и умений в жизненной практике. Введение игр в состав средств, способствующих совершенствованию учебной работы, оказывает влияние на формирование ученического коллектива, на взаимоотношения между учащимися. Игра способствует укреплению дружеских связей между всеми учащимися на основе взаимного уважения и помощи. Очень важно и то, что игра оказывает воздействие на активизацию всех психических процессов, способствуя всестороннему развитию учащихся. Учебная игра расширяет круг их восприятий, охватывающих жизненные явления, содействует осмыслению идейной направленности познавательной деятельности, а также способствует к стремлению к практическому воплощению получаемых знаний.

Во время учебной игры у школьников проявляются интересы, склонности к сценическому, изобразительному и музыкальному искусству, поэтому можно сказать, что эстетическое значение педагогической игры очень существенно и игра имеет большое влияние на формирование мировоззрения молодого поколения. Игры создают определённую разрядку умственного труда, снимают напряжение, переключают внимание и снижают утомляемость учащихся. Игровая деятельность привлекательна тем, что в процессе её создаются благоприятные условия для удовлетворения интересов, желаний, творческих устремлений ребят, кроме того, им нравится необычность обстановки в учебном процессе, придающее игре особую занимательность. Поэтому необходимо пользоваться игрой, чтобы развить лучшие черты личности учащегося, выявить его способности, повысить интерес к изучаемой дисциплине.

На всех этапах игровых занятий необходимо квалифицированное руководство педагога. На практике мы убеждаемся в необходимости целенаправленного руководства игровыми действиями учебного характера, так как в учебном процессе используем разные виды игр, поэтому необходим особый подход к руководству различными видами игровых действий, а в целом требуется постоянное внимание со стороны педагогов. Руководящая роль педагогов необходима и при подведении итогов игровой деятельности. Заранее обдумывается план обсуждения итогов игры, где при анализе отмечаются как успехи, так и недостатки игры в целом и отдельных исполнителей. Преподаватель не должен быть доминирующей личностью в ролевой игре. Исследователи ролевой игры считают, что её успех во многом зависит от преподавателя, от его умения организовать и провести игру. Он должен сам верить в эффективность этого вида работы, т. к. преподаватель, который верит в неё, обычно добивается хороших результатов. Многое также зависит и от группы учащихся, с которыми проводится игра. Лучших результатов можно добиться с группой, в которой преобладают экстраверты, однако даже группа, в которой преобладают интроверты, обычно на занятиях с использованием игр проявляют большую активность, чем на традиционных занятиях.

Широкие возможности для управления учебным процессом и его оптимизации открывает использование ролевых игр, которые являются важным средством организации парной и групповой работы. Справедливой представляется мысль И. А. Зимней о том, что «используемые в практике обучения иностранному языку приёмы организации ролевого обучения, игровых ситуации непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иностранному языку».

Известно, что ролевые игры представляют собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, обязательным элементом ролевой игры является исполнение ролей. В играх учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать беседу, согласиться с мнением или опровергнуть его, задавать вопросы, прервать беседу и так далее. Игры способствуют осознанному освоению иностранного языка, а не его механическому запоминанию, и освоение происходит без особых усилий, усвоенный материал остаётся в памяти надолго. В ролевой игре у играющих создаётся мотив, суть которого состоит в том, чтобы успешно выполнить взятую на себя роль. Таким образом, имитируемая в игре система действий выступает для играющего в качестве цели познания и как всякая цель становится непосредственным содержанием его сознания. Следовательно, ролевая игра способствует повышению интеллектуального направления учащихся в учебном процессе. Создаваемый ролью мотив оказывает влияние и на то, как они это сознают.

Литература:

  1. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985
  2. Ляпина Г.А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата, 1978
  3. Зимняя И.А. Психологические особенности обучения говорению на иностранном языке. Москва. Просвещение, 1978

Источник: СК ИПК ППК