Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Доклад на тему: «Роль библиотеки в системе поликультурного образования»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Подгородецкая Ольга Владимировна библиотекарь, Ильичевская средняя школа Тайыншинский район Северо-Казахстанская область

Доклад на тему: «Роль библиотеки в системе поликультурного образования»

Судьба распорядилась, так что я работаю в стенах своей родной школы. Сколько счастливых мгновений пережито с тех пор как я переступила порог этой школы. Во мне 5 я которые незримой нитью связанны со школой. Я мама учителя математики, я бабушка ученица 5 класса, я выпускница родной школы, я одноклассница моих коллег, я библиотекарь школы.

«Библиотека — это что-то вроде магического кабинета. Там заколдованы лучшие души человечества, но они ожидают нашего слова, чтобы выйти из немоты. Мы должны открыть книгу, и тогда они очнутся».
Хорхе Луис Борхес

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев на 12 сессии Ассамблеи народа Казахстана отметил: «Новое поколение казахстанцев должно быть, по меньшей мере, трехъязычным, свободно владеть казахским, русским и английским языками», отмечая, что в Европе среди выпускников школ и студентов давно стало нормой непринужденное общение на нескольких языках. Требованием нашего времени является знание не менее трех языков.

Главная цель, стоящая перед учителями и учениками школы, — это развитие поликультурной личности, знающей обычаи и традиции своего народа, владеющей несколькими языками.

Эту задачу претворяют в жизнь учителя совместно со школьной библиотекой, которая может влиять на общественное сознание, культуру, оказывать воздействие на формирование и развитие культурно-информационной среды каждого школьника. Языковую подготовку ведут учителя, а в библиотеке подбирается необходимый материал, и апробируются устные и наглядные методы игровых форм: представления, игры, конкурсы чтецов многоязычной поэзии, парады национальных литературных героев, литературно-художественные композиции, викторины. С этой целью проводится ряд мероприятий, направленных как на развитие и совершенствование языковой подготовки, так и воспитание компетентного коммуникабельного, толерантного человека. Библиотека выступает в роли информационного центра школы. Практически подтвердилась взаимосвязь методов работы общеобразовательной школы с одной стороны, и библиотеки, с другой. Учителями-предметниками была проведена «Неделя языков». Каждый учитель и библиотекарь приняли активное участие в организации этого мероприятия.
Открытие началось с торжественной линейки, на которой прозвучали стихи и песни на разных языках. В начальных классах прошел час русского языка «Без грамматики не выучишь и математики», для которого я ребятам подготовила рисунки. С Канафиной Ж.З. провели викторину «Мы говорим по казахски». Ребята с интересом отвечали на вопросы, разгадывали ребусы, узнали много слов на казахском языке.

Познавательно был проведен в среднем звене учителем русского языка и литературы Фрейлих Г.К. праздник фразеологизмов, который назывался «Почему мы так говорим?». Для учащихся готовила материал о фразеолагизмах, которыми пользуются в обиходе. Также учитель русского языка и литературы Яхимович А.Ф. провела лингвистическую конференцию «Сколько слов в русском языке?» в старшем звене. Я вместе с учителем подготовила ребятам материал о разделах русского языка и к ним задания.

Молдашева А.И. провела на английском языке урок-путешествие «В королевстве глагола».

Жомартова А.Ш подготовила интеллектуальное шоу «Языковой базар». Я помогала учителю найти пословицы, загадки, поговорки. Ответы звучали на русском и казахском, английском, польском языках. Интеллектуальная игра прошла действительно, как конкурс знатоков и любителей языков.

По польскому языку Яхимович А.Ф. подготовила интеллектуальную игру «Лидер XXI века». Игра состояла из 4 туров.

1 тур «Байга» (ответы на польском языке)
2 тур «Полиглот» (ответы на 3-х языках)
3 тур «Великолепная семерка»
4 тур «Оратор» (тема для участников «Нужно ли изучать языки в школе?

Завершилась Неделя языков народов Казахстана конкурсом чтецов
«Целый мир от красоты», который, по уже сложившейся традиции, прошел в актовом зале. Помощь в подборе стихотворений на разных языках была оказана мною.

Общность целей — поликультурность содержания образовательной деятельности школы и библиотеки — побуждает нас к взаимообогащению методов развития познавательных интересах учащихся. С этой целью мной проведено внеклассное мероприятие «Полиглот».

Еще одной формой библиотеки является игра, в ходе которой учащиеся раскрывают свои творческие способности. Участники сталкиваются со множеством этнических форм, принципов межличностного общения представителей различных национальных культур и традиций. Такие как «Интеллектуальный ринг» и «Кто хочет стать миллионером» были проведены в нашей школе с моей помощью.

По принципу «Все новое — это хорошо забытое старое» предпринята попытка возродить метод устного журнала. Ко дню Независимости я подготовила и провела его под названием «Страницы истории моей страны», где ребята на казахском и русском языках рассказали об истории становлении нашего государства. Мероприятие увенчалось успехом.

Традицией школы стало проведение «Фестиваля Дружбы» ко дню единства народов Казахстана, на котором каждый класс представляет одну из национальностей, проживающей на территории Республики. Большую помощь к подготовке этого фестиваля мне оказывает книга «Волшебный хоровод». В ней можно найти интересующую информацию по этой теме. Также я помогала в подготовке внеклассного мероприятия «Язык душа народа», на котором ребятами были представлены четыре языка, изучаемые в нашей школе. Затем они играли, выполняли задания, и в заключении прозвучала песня «Пусть всегда будет солнце» на четырех языках. В целях расширения знаний о родине Пушкина, Лермонтова, Есенина проведено мероприятие «Русские посиделки». Ребята читали стихи, отгадывали загадки, пословицы, демонстрировали народные традиции.

В настоящее время большое предпочтение отдается современным технологиям. Ребята 8 и 10 классов участвовали в полилингвальной олимпиаде. Олимпиада состояла из 4 туров.

1 тур — «Мультимедийный постер» — создать постер на трех языках.
2 тур — «Перевертыши» — узнать пословицы в искаженных фразах.
3 тур — «Литературный перевод» — сделать перевод стихотворений с английского на русский и с казахского на русский, указать автора.
4 тур — «Письма ученых не умирают» — составить письмо на разных языках.

Моя задача заключалась в том, чтобы оказать ребятам посильную помощь в работе со словарями. Ребята проверили свои знания языков и получили сертификат областного департамента образования.

В нашей школе организован дебатный клуб «Атамекен». Одной из резолюций дебатов была тема «Полилингвальный человек нужен…», ребята с энтузиазмом обсуждали полезность знаний языков и их роль в жизни человека. И я, как библиотекарь, помогала им в поиске конкретных фактов и аргументов. Многообразие материала, подобранного библиотекарем, и педагогический опыт учителей, создали благоприятные условия для исследовательской деятельности учащихся школы. Так Яхимович Алина представляла свой проект на русском и польском языках, а Шнайдер Светлана на казахском языке. Ученицы 8 класса награждены сертификатами.

Еще большой простор к творческому поиску знаний, открывают праздники. Таковым является Наурыз. В нашей школе он традиционно проходит за праздничным дастарханом. Во время застолья ребята соревнуются в знании пословиц, стихов, звучат песни, демонстрируются обряды казахского народа, проходят состязания по национальным играм. Интересен не только сам праздник, но и процесс подготовки к нему.

Помимо работы в библиотеке я еще являюсь классным руководителем. При подготовке и проведении мероприятий стараюсь, что бы в них присутствовало двуязычие. Такие как: «На карте Родины героев имена», «Дети войны», «Есть память, которой не будет конца».

Поликультурное образование это не просто диалог культур, налаживание связей между сообществами людей, но и общение, погружение в специфику другой культуры, умение адекватно реагировать на проявление другой культуры и вместе с тем развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный мир. Условия в современном Казахстане идеально подходят для воспитания поликультурной личности.

«Молодой гражданин Казахстана должен быть образованным, открытым мировым инновациям и в то же время не забывающим о своих корнях, традициях», — таким хотел бы видеть молодое поколение Президент Республики Назарбаев Н.А.

И закончить своё выступление я хочу следующими строками:

Мой дом второй — библиотека.
Своей работой дорожу.
И, честно, до скончанья века
Лишь ей одной принадлежу.

Категория: