Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Доклад на тему: «Как привить ребенку вкус к чтению»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Кениг Н.Е. воспитатель КГУ «Ломоносовская специальная (коррекционная)школа-интернат для дететй с ограничеными возможностями в развитии», СКО

Доклад на тему: «Как привить ребенку вкус к чтению»

Здравствуй, книга!
Как привить ребенку вкус к чтению.

Воспитание у детей любви к чтению -
Дело педагогической чести!
...Хоть читать и писать -
Более высокий уровень,
Чем уметь читать и писать. Ш. Амонашвили.

Выбор позиции: обучаем чтению или созданием условия для чтения? Что читать. Как читать? Книга — окно в мир.

Современные родители нередко задумываются, чем заняться с ребенком в свободное время, как обеспечить его развитие, как лучше подготовить к обучению в школе, нужно ли учить чтению, письму и счету.

Очевидно, что научить детей тому или иному навыку можно только в том случае, если сам владеешь им, если знаешь, как обучать и если ребенок сам этого хочет.

Столь же очевидны наблюдения учителей начальных классов, принимающих в школу читающих детей. Некоторых из этих детей приходится переучивать, так как они обучены неправильно.

Родители которые создают условия для того, чтобы ребенок захотел читать.

1.Это пример самих родителей.
2.В доме необходимо иметь книги, доступные для ребенка. Нужно регулярно с ребенком заходить в книжный магазин, давать ему осторожно полистать книжки, спрашивать, какая понравилась, покупать.
3.Дети — прирожденные «подражатели». Они копируют наше поведение, наши слова, наш образ жизни, они хотят стать взрослыми.
Если ребенок часто видит маму или папу с книгой в руках, то непременно захотят делать так же. Ш. А. Амонашвили. Сказал «Чтение должно царить в семье и надышавшись этой атмосферой, ребенок без особого труда... настроится на чтение». Если же в семье мало книг или их нет, или мало читают (неважно, по какой причине), то откуда у ребенка возьмется потребность в книге?
4.Ребенку следует дарить книги. Пусть он представит себе, что это друг, который появился в доме. Ребенок должен побыть наедине с новой книгой Каждая следующая книга должна появляться по мере потребности, тогда ее ценность будет очевидна.
5.Ребенку нужно читать книги. Педагоги называют это «Созданием развивающей среды», т. е. ребенок «впитывает» то, что его окружает.

Что читать? За ответом на этот вопрос можно обратиться к специалисту. (воспитатель, учитель, библиотекарь).

В любом возрасте обязательно читайте детям сказки. В них заложен глубокий смысл, который, порой подсознательно, передает детям сущность некоторых законов жизни. Речевому развитию детей будет способствовать чтение коротких стихов и рифмовок во время организации всех режимных моментов. Со старшими школьниками можно читать стихи во время прогулки.
Как читать? Читать нужно выразительно, т. е. стараться выразить мысли и чувства автора. Поэтому читайте естественно, как будто это вы сами рассказываете какую — то историю. Немного артистизма просто необходимо, чтобы донести до ребенка смысл читаемого. Читающий ребенок не всегда будет читать самостоятельно. Он по-прежнему любит, когда читаете вы. Выбирайте все более сложные книги, пусть ребенок осваивает их вместе с вами.

Как считают психологи, то что сегодня дети делают вместе со взрослыми, завтра они будут делать сами. В этом смысл закона зоны ближайшего развития.

Чтение — это приобщение к великому пласту человеческой культуры, средство саморазвития человека.

Не надо сравнивать ребенка с другими детьми. Способность у всех проявляются в разное время. Их развитию во многом действует среда, в которой живет ребенок.

Опыт многих педагогов доказывает, что «Школа будущего первоклассника» может стать одной из важных ступеней в повышении психолого-педагогической компетентности родителей.

Наша школьная библиотека имеет свои особенности и специфику. С одной стороны учитываются, общие библиотечные нормы и правила, а с другой школьная библиотека стремится быть на уровне требований времени, успевать за развитием школы, активно помогать ей в воспитании и обучении детей.

Чтение играет большую роль в успеваемости учеников. Ученик, который слабо читает, плохо занимается и на других уроках. Ведь чтение основной образовательный навык. Какую бы задачу, примеры не пришлось решать. Снимать мерки с фигуры человека, с начало надо прочитать. Слабо читающему ребенку неинтересно на уроке, он не усидчив. Самостоятельное решение не сделает, отвлекает от работы других детей.

Многие ребята, увлекаясь компьютерными играми, вообще не проявляют интереса к чтению. Важная задача педагога воспитателя и библиотекаря, вызвать и поддержать интерес к чтению. Это требует большого мастерства, знаний методик, творчества, любви к своей работе и прежде всего любви к детям.

После чтения можно задавать вопросы к тексту, показать иллюстрации. Обсудить некоторые моменты. Можно предложить первичное чтение, чтение цепочкой, чтение по абзацам. Чтение, соблюдая паузы, чтение с пересказом. При такой форме, как громкое чтение, можно ребят похвалить. Такую форму работы я применяю на самоподготовке. Когда у ребят остается свободное время, почитать или заняться творческой работой. Мы часто меняем вид деятельности. Подготовили много работ из бисера, фольги и др. материалов.