Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Доклад на общешкольном совете: «Роль моего предмета в жизни ребёнка»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Штарк Евгения Владимировна, учитель технологии и изобразительного искусства, вторая квалификационная категория, ГУ СШ № 41. Акмолинская область, Целиноградский район, село Кабанбай батыр.

«Роль моего предмета в жизни ребёнка»

Сегодня много мнений по поводу важности предмета «Технология» в школе. Одни считают, что невозможно чему-либо научить ребёнка за один час в неделю и необходимо больше внимания уделять в школе на формирование общетрудовых и специальных умений и навыков по технологии, а учителя предметники делая упор на теорию или наоборот на практику пытаются привить учащимся любовь и добросовестное отношение к труду, развить творческое мышление, формировать эстетическое, нравственное, экономическое, экологическое, физическое и правовое воспитание. Другие в свою очередь говорят о ненадобности предметов эстетического цикла в школе, нужно больше уделять внимания подготовке ВОУД и ЕНТ. Если такие высказывания звучат от родителей, это приводит к тому, что их влияние неминуемо передается ребёнку и психологически он не готов раскрыть свои таланты и способности.

Информация из инструктивно-методического письма на 2015-2016 учебный год: «Изучение предмета Технология направлено на ознакомление учащихся с основными технологическими процессами современного производства материальных ценностей, обеспечение их подготовки, необходимой для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Целью изучения курса в основной школе как учебного предмета является: обеспечение функциональной грамотности учащихся в области техники и технологии, направленное на результативность системы полученных знаний в современном производстве, также развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности».

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.). Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки (ЗУН), приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Чему же учит предмет «Технология»?! Для сохранения собственного здоровья и жизни- соблюдать технику безопасности и санитарно-гигиенические требования; правила хранения продуктов; изучает требования к обработке овощей, фруктов, мяса, рыбы; основы здорового питания, классификацию блюд; способы тепловой обработки продуктов; технологию приготовления различных блюд. Современная кухня, кухонная посуда, интерьер дома. Назначение, устройство и принцип действия швейной машины. Экологические, физико-механические свойства ткани, свойства и сведения об ассортиментах ткани. Проектирование, изготовление и художественное оформление одежды, а так же и многое другие темы изучаются девочками на уроках с Мырзахановой Ж. М и Штарк Е. В.

Как девочки, так и мальчики обучаются и применяют многовековые народные и национальные ремесла, изучаются традиции казахского народа, блюда, орнаменты и т. д. Проводятся сенние и весенние работы в овощеводстве и растениеводстве, сбор семян и закладка овощей на хранение. Изучение видов организации технического и профессионального образования, современные требования к профессиональной деятельности, понятие о профессии, специальности и квалификации работника, влияние качеств личности на выбор профессии, региональный рынок труда и образовательных услуг.

Мальчики получают знания от учителей Сагнаева Ж. К. И Аубакирова К. К. по обработке древесины и металла, их свойствах, сведения об оборудовании и организации рабочего места, инструментах. Изучают технологические операции, графическое изображение деталей различной формы, современные природные и искусственные материалы для плотницких и столярных работ (ДСП, ДВП, МДФ), конструктивные и функциональные особенности и различия токарных станков, получены сведения о двигателях внутреннего сгорания и т. д.

Прослеживается взаимосвязь предметов. При построении чертежа швейного изделия учащийся использует знания и навыки полученные на «Математике». Как правило построение любого чертежа начинается с фразы: «Постройте прямой угол из точки В, затем постройте прямоугольник, отложите отрезок, поделите мерку, умножте полученное число на два и т. д.». Так же знания о симметрии, объеме пространственных фигур, различные математические измерения и вычисления помогают при составлении технологических карт. А человек умеющий строить чертежи в свою очередь может конструировать одежду, проектировать мосты и здания.

Для поиска информации об унифицированных методах обработки изделий, выбора модели платья, технологии изготовления поделки, создания презентации, поиска дополнительной информации, учащийся использует знания и навыки полученные на информатике. Дизайнеры в свою очередь используют программы для создания интерьера, моделей одежды, фотошоп и т. д.

Укрепление мышц рук и ног происходит при выполнении различных работ ручными инструментами, развитие глазомера и мелкой моторики рук, связано с «Физической культурой» и неизбежно развивает мастерство.

На уроках «Технологии» применяются знания о природных ресурсах мира и мировом хозяйстве, размещение отраслей экономики, полученные на «Географии» помогают учащимся легко усвоить темы происхождения растительных и животных волокон, как распостранились те или иные растительные культуры по земле.

Описать выбранную модель и грамотно донести полученную информацию помогают предметы гуманитарного цикла. «Казахский язык» и «Русский язык» обогащает словарный запас технологической терминологией, развивается устная речь, используются специфические термины в устной и письменной речи — всё это поможет при защите проекта.

При выборе материалов для изделия учитываются экологические, физико-механические свойства и химический состав — это связь с «Химией», которая поможет строителю при выборе стройматериалов, а портной текстиля.

Знания устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, при электромонтажных работах — это «Физика», которая необходима механику, наладчику и электрику.

Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства, привитие учащимся уважения к национальной культуре, традициям и обычаям народов Казахстана- связанна с «Историей» и «Искусством», как единое целое двух типов культур — народной и профессиональной их взаимодействие друг с другом выражается в творческих работах не только учащихся, но и мастеров различных ремесленнических и художественных направлений.

Культура питания, соблюдение санитарно-гигиенических требований, изучение возникновения различных инфекционных заболеваний, правила хранения продуктов, проговариваются на уроках «Биологии», пополняются знаниями о технологии приготовления различных блюд, особенностями сервировки стола к различным случаям, составлением меню — в дальнейшем это является частью работы работников общепита.

Основной формой обучения является учебно-практическая, проектная деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных.

Коллеги, желаю Вам успехов в работе! Важность нашего предмета показывает жизнь.

Категория: