Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Дидактические основы построения урока аккомпанемента по классу фортепиано в детской музыкальной школе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Боровкова Юлия Михайловна преподаватель специального фортепиано I категория высшего уровня. Педагогический стаж 27 лет. КГКП «Детская музыкальная школа» отдела образования акимата. Республика Казахстан, Костанайская область, г. Лисаковск

Дидактические основы построения урока аккомпанемента по классу фортепиано в детской музыкальной школе

Процесс обучения музыки — творческий и динамичный. Аккомпанемент позволяет активно включать школьников в музыкальную среду. Он раздвигает рамки привычного педагогического процесса и всесторонне развивает творческие возможности учащихся разных способностей.

В течении восьми лет я работаю по теме: «Аккомпанемент как особая форма исполнительского творчества в воспитании юного музыканта». Есть определённые успехи. Докучаева Дарья на общешкольном конкурсе «Юный концертмейстер» заняла I место, а её сестра, Докучаева Софья — II место (2010 год). Мои ученицы Ракова Виктория и Джунусова Салтанат в 2012 году в таком же конкурсе стали победителями. В 2014 году Каракиян Влада, участвуя в международном конкурсе искусств «Мелодии малахитовой шкатулки» в номинации «Концертмейстерское исполнительство», стала лауреатом III степени (Россия, г. Челябинск).

Работая над обобщением своего педагогического опыта, исследовав дидактические основы построения уроков, я создала подобную систему для урока аккомпанемента по классу специального фортепиано в детской музыкальной школе.

Дидактические основы построения урока аккомпанемента по классу фортепиано в детской музыкальной школе

Индивидуальный урок — основная форма организации музыкального воспитания и обучения аккомпанементу учащихся 6-7 классов, занимающихся по классу специального фортепиано.

Урок аккомпанемента — такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит познавательной, музыкальной и иной деятельностью ученика с учетом его способностей, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для овладения учащимся основами предмета, а так же для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьника.

В каждом уроке можно выделить составляющие его компоненты, совокупность и взаимодействие которых обеспечит функционирование урока как системы. Эти компоненты составляют структуру урока.

Тема как компонент структуры процесса музыкального воспитания представляет собой основу систематического развертывания учебного материала программы по аккомпанементу.

В формулировке темы урока соблюдается преемственность и взаимосвязь всех уроков.

Цель урока представляет собой прогнозируемый результат воспитания и обучения на конкретном уроке. Она связана с выявлением закономерностей музыкального искусства и аккомпанемента в частности, определением их взаимосвязей с жизнью. Цель урока формируется конкретно и достижимо с помощью глаголов: выявить, сформировать, показать, определить, раскрыть и т. д.

При формулировке цели урока рекомендую опираться на таксономию учебных целей Б. Блума, который выделяет 6 категорий учебных целей: знания, понимания, применение, анализ, синтез, оценка. На индивидуальных занятиях объединяются образовательные, воспитательные, развивающие и эстетические функции. Цель решается в комплексе задач.

Задачи урока представляет собой конкретизацию цели с учетом тематического построения программы.

• Задачи образовательные направлены на закрепление ранее полученных знаний и представлений о музыке и аккомпанементе; на формирование новых понятий, умений и навыков, анализе музыкальных произведений, навыков слушания, практических навыков аккомпанирования, музыкально-творческих навыков.
• Задачи воспитательные направлены на воспитание интереса и любви к музыкальным произведениям различных жанров и стилей, народных и профессиональных произведений различных национальных культур, воспитание музыкально-эстетического вкуса.
• Задачи развивающие направлены на развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, двигательно-моторных навыков) , музыкально — творческих способностей (профессиональное владение инструментом; ориентация в нотном тексте, его быстрое выучивание на память; умение записать не сложный нотный материал; раскрытие собственного «Я» через непосредственное высказывание в процессе творческого музицирования)

Репертуар на уроках аккомпанемента включает в себя музыкальные произведения, соответствующие следующим критериям: художественность и увлекательность; педагогическая целесообразность; воспитательная значимость. Это произведения трех направлений: национального, межнационального и мирового. При подборе репертуара я руководствуюсь принципом постепенности и последовательности в обучении, учитываю игровые возможности ученика, его техническую и исполнительскую подготовку, постепенно усложняя фактуру фортепианного сопровождения. Репертуар должен давать ученику настоящее эстетическое удовлетворение, создающее положительный эмоциональный тонус, при котором накапливаются знания, происходит культурный рост ученика.

Виды музыкальной деятельности представляют собой различные способы взаимодействия юного музыканта с музыкальным искусством, направленные на его познание. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность ученика на уроке, тем эффективней происходит процесс музыкального воспитания и, следовательно, успешнее достигается его цель.

Урок аккомпанемента включает в себя следующие виды деятельности:

• восприятие вокального произведения (как в процессе прослушивания так и в процессе его исполнения);
• исполнение;
• музыкально-творческая (подбор по слуху, транспонирование, читка с листа, подбор аккомпанемента, импровизация, исполнение одной мелодии в разных стилях);
• музыкально-познавательная (формирование музыкальных понятий, знакомство с творчеством композиторов, национальными, межнациональными и мировыми музыкальными шедеврами).

Восприятие вокального произведения — это комплексная психологическая деятельность, направленная на адекватное восприятие музыкального произведения, опирающаяся на имеющийся музыкальный и жизненный опыт, познания, эмоциональное переживание и оценку музыкальных произведений.

Основные этапы организации слушания музыкального произведения:
• Подготовительная работа учителя включает изучение и анализ нотного и литературного текста, подбор сведения об авторах, подготовку наглядно -дидактического материала.
• Вступительное слово, вступительная беседа направлены на создание соответствующего эмоционального настроения, активизации восприятия школьником.
Для учащего 7-го класса эти два этапа могут быть предложены как вид самостоятельной творческо-поисковой деятельности.
• Слушание музыкального произведения.
• Беседа о музыкальном произведении. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействие учителя и ученика. Главная задача беседы — уточнить художественный образ музыкального произведения.
• Повторное прослушивание — заключительная стадия целостного восприятия музыки. Возможно звучание музыки в варианте, отличном от первоначального (звукозапись — «живое исполнение», солист — хор и т. д.).
• Обобщение — этап, синтезирующий впечатление и знания, в ходе которого формируются выводы, делаются заключения. Обобщение строится в форме диалога (вопросы учителя — ответ учащегося). Если в 6-м классе итоговую формулировку (вывод) делает учитель, то в 7-м классе сделать вывод нужно предлагать самому ученику.

Таким образом, процесс работы над партией аккомпанемента делится на несколько этапов:

1.Предварительное зрительное прочтение нотного текста.
2.Прочтение литературного текста (в работе над вокальными произведениями).
3.Первоначальный разбор произведения, проигрывание целиком.
4.Выявление стилистических особенностей сочинения. 5.Отработка эпизодов с различными элементами трудностей.
6.Выучивание своей партии и знание партии солиста.
7.Составление исполнительского плана.
8.Создание художественного образа музыкального произведения.
9.Правильное определение темпа.
10.Нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах.
11.Проработка и отшлифовка деталей.
12.Репетиционное исполнение произведения.
13.Воплощение музыкально-исполнительского замысла.

Работа над аккомпанементом в вокальной музыке

Дуэт вокалиста и аккомпаниатора — ансамбль, в котором фортепиано не только поддерживает гармонически и ритмически партию вокала. Оба музыканта в художественном смысле становятся равноправными членами единого музыкально организма.

В начале работы над аккомпанементом к вокальным произведениям учащемуся необходимо дать сведения о тембрах человеческих голосов и их особенностях, понятие вокального диапазона и тесситуры.
Эта работа имеет свои особенности, так как содержание вокального произведения раскрывается не только через музыкальные, но и через поэтические образы, через соединение звука и слова. Человеческий голос является самым тонким и гибким из всех музыкальных инструментов, следовательно, и фактура аккомпанемента к нему должна быть прозрачной, гибкой и бережной.

При изучении вокального произведения необходимо, прежде всего, осмысление и, по возможности, эмоциональное прочтение литературного текста. Текст помогает уяснить художественную задачу произведения. В работе с учеником над аккомпанементом к вокальным произведениям следует добиваться досконального знания им партии солиста: мелодии, слов, цезур, место кульминации, смысловых акцентов. Необходим так же анализ фортепианной партии: определить вид фактуры, ритмические особенности, аппликатурные сложности или закономерности, ладовые особенности, акценты, динамические оттенки.

Важные составляющие ученика — аккомпаниатора — исполнительская чуткость, гибкость, корректность в отношении к партнёру. Хороший аккомпаниатор видит намерения своего партнёра, умеет принять их и пойти за солистом, а в нужный момент повести за собой.

Важным моментом в воспитании юного аккомпаниатора является формирование профессиональной мобильности, которая проявляется, в первую очередь, в умении быстро ориентироваться в нотном тексте. Формируется данный навык только благодаря регулярному чтению нот с листа. В процессе чтения нот с листа аккомпаниатору важно уметь упрощать предлагаемую фактуру, оставляя самое главное.
Для аккомпаниатора важно тонко чувствовать индивидуальную манеру исполнения вокалиста.

Мастерство юного пианиста — аккомпаниатора специфично. Оно требует разносторонних музыкально-исполнительских дарований: владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано.

Деятельность пианиста — аккомпаниатора требует знаний и умений по всем предметам, изучаемым по классу специального фортепиано и их интеграции в использовании. Важны для него и такие психологические качества личности, как большой объём памяти, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля.

Музыкально-творческая деятельность направлена на развитие художественного сознания обучающегося, то есть его музыкального интеллекта. Во всех видах творчества педагог должен ориентироваться на приобретённые навыки своего ученика — умение свободно пользоваться музыкальным инструментом.

Особенность музыкального мышления представляет собой мышление творческое. В исполнительском плане оно представлено в форме интерпретации, то есть активном художественном переосмысливании.
Классическая формула В. Г. Белинского «Искусство есть мышление в образах» находит в музыке всестороннее и полное обоснование. Образ в музыкальном искусстве всегда наполнен определённым содержанием. Вне эмоции нет музыки. Развитие эмоциональной стороны музыкального сознания — это эффективный путь обучения мастерству аккомпанемента.

Обучение музыкальному исполнительству для перспективного развития учащегося строю на четырёх основных музыкально-дидактических принципах:

1. Увеличение объёма используемого в учебно-педагогической работе материала. Необходимо, чтобы учащийся проигрывал как можно больше музыкальных произведений для обогащения профессионального сознания, музыкально-интеллектуального опыта.
2. Ускорение темпов прохождения определённой части учебного материала. Отказ от длительных сроков работы над музыкальными произведениями, установка на овладение необходимыми исполнительскими умениями и навыками в сжатые сроки.
3. Увеличение меры теоретической ёмкости занятий музыкальным исполнительством. Использование в ходе урока возможно более широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера. Подбор такого материала можно поручать и самому ученику.
4. Необходимость такой работы с материалом, при которой с максимальной полнотой проявилась бы самостоятельность, творческая инициатива учащегося — исполнителя.

Музыкально-познавательная деятельность направлена на изучение истории музыкальных произведений различных национальных культур, происхождение и развитие музыкальных жанров, на изучение основных закономерностей музыкального искусства. В этом направлении на уроках аккомпанемента осуществляю интегрированный подход к преподаванию. Новые методы подачи урока заключаются во взаимодействии и объединении знаний и умений ученика по сольфеджио, истории музыки, вокальной и хоровой литературе, анализе музыкальных произведений.

Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы профессионального воздействия учителя и учащегося с целью решения образовательно-воспитательных задач урока аккомпанемента. В музыкальном воспитании используют как общепедагогические методы: по источнику знаний (практический, наглядный, словесный); по особенностям познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский ); по логическим формам мышления (аналитический, синтетический, индуктивный, дедуктивный), так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства:

• метод наблюдения за музыкой и метод импровизации; (Б. В. Асафьев);
• метод сопереживания (Н. А. Ветлугина);
• метод музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин);
• метод стилеразличения (Ю. Б. Алиев);
• метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр);
• метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е. Д. Критская);

Оборудование урока способствует созданию определённой музыкальной атмосферы, необходимой для урока искусства. От качества современной подготовки и умелого применения оборудования во многом зависит успешное проведение урока.

В оборудование урока входят:
• Музыкальный инструмент, дающий возможность исполнять и слушать «живую» музыку.
• Технические средства обучения: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации). Современный компьютер в сочетании с мультемидийной проекционной аппаратурой может заменить практически все традиционные технические средства обучения.
• Наглядные средства — иллюстрации, репродукции картин, созвучные художественно — образному содержанию музыкального произведения, способствуют пробуждению эмоций.
• Наглядно — дидактические пособия — нотный материал, карточки — задания, наглядно-демонстрационные карты, таблицы длительностей нот, словарь музыкальных терминов.
• Интерактивная доска. Современные технологии требуют её активного применения.

Ход урока аккомпанемента отражает этапы построения урока, последовательность теоретического и музыкального материала, включает вопросы и задания для учащихся.
Таким образом, формирование музыкальной культуры учащихся на уроках аккомпанемента — это интерактивное образование, характеризующееся знаниями, умениями, навыками, выработанными в процессе работы над вокальным репертуаром. На индивидуальных уроках аккомпанемента объединяются образовательные, воспитательные, развивающие и эстетические функции обучения.

Список литературы:
1. Е. И. Кубанцева «Концертмейстерский класс» Москва, 2002
2. М. Смирнов «О работе концертмейстера» Москва, издательство «Музыка», 1974
3. М. Курманаева «Методические рекомендации по использованию принципов работы с учащимися — пианистами» Алма-Ата, 1987
4. Л. Л. Яновская «Концертмейстерский класс» Челябинск, 2003
5. Н. Ксючков «Искусство аккомпанемента как предмет обучения» Москва, издательство «Музыка», 1961

Категория: