Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Деловая игра по теме «Односоставные предложения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Попова Ирина Александровна учитель русского языка и литературы вторая квалификационная категория КГУ «Раисовская средняя школа» село Раисовка, район имени Габита Мусрепова, Северо-Казахстанская область

Попова Ирина Александровна

8 класс

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Односоставные предложения»;
  • развивать умение узнавать односоставные предложения;
  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся;

Тип урока: урок-повторение

Оборудование: карточки с заданиями.

Форма работы: групповая.

Ход урока

1.Организационный момент

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Мы начинаем работать с хорошим настроением. Сегодня мы будем соревноваться в знаниях. Мы разделимся на две команды. Займемся повторением темы «Предложения». Но какие предложения? У этих предложений есть изюминка, отличающая их от множества других.

Есть притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь или предложение. Один сказал: «Еду в деревню», второй ответил: «Езжай». Ребята, подумайте в чем изюминка этих предложений?

(Это односоставные предложения). Итак, тема нашего урока «Повторение односоставных предложений». Задания получают одновременно две команды. Жюри оценивает работу.

1 задание «Плюс! Минус!»

Команды отвечают на вопросы по очереди.

1. Назывные предложения — это односоставные предложения. +
2. Безличные глаголы изменяются по лицам и числам. —
3. Определенно-личные предложения — это односоставные предложения. +
4. Это предложение с одним главным членом, совпадающим по выражению с подлежащим. —
5. Это предложения, в которых иногда глагол-сказуемое имеет форму повелительного наклонения. +
6. Безличное предложение — односоставное. +
7. В безличных предложениях можно восстановить подлежащее. —
8. Назывные предложения могут быть распространенными. +
9. Назывные предложения не могут быть распространенными. —
10. Неопределенно-личные предложения — это двусоставные предложения. —
11. В них можно восстановить подлежащее. +
12. В них можно вводить подлежащее-местоимение 1,2 лица. —

2 задание «Пословицы и поговорки»

Дополните пословицы и поговорки. К какому типу односоставных предложений они относятся?

1. Без труда не… и рыбку из пруда.
2. Тише…..— дальше….
3. Не… «гоп», пока не… .
4.Бездонную бочку водой не…
5……— и саночки возить.

(Вынешь; едешь, будешь; говори, перепрыгнешь; наполнишь; любишь кататься, люби.)

3 задание «Творческое»

Задание каждой команде. Составьте небольшой рассказ на тему «Любимая спортивная игра», используя определенно-личные предложения.

4 задание. «Мозаика»

Соберите текст. Озаглавьте его. Найдите односоставные предложения, определите их тип.

Лайка Тайга, любить, осенний, охота. Легко, найти, отметки, где, клевать, ягоды, тетерева, черный, глухари. Только смотри да смотри!

Над, болото, стелиться, дым, от, выстрелы, и, Тайга, бросаться, отыскивавать, упавшие, птицы. Хорошо, если, сразу, удастся, отыскать, птица. А, то, приходится, бегать, за, подранок, по, кусты, болота. Трава, и, кусты, вымокнуть, от, роса. Крепко, держаться, запахи. А, если, охотятся, день- плохо. Роса, обсушена, трава, колоться. Упасть, петушок, а, куда, деться, не, сразу, поймешь. Не, один, круг, сделать, лайка, пока, отыскать, след. Если, рядом, оказаться, болотце, можно, полакать, вода, и, выкупаться. А, без, вода, пропадешь.

5 задание. «Конструктор»

Переделайте односоставные предложения в двусоставные:

1. Зима.
2. Ночь.
3. Тревожные гудки.
4. В школе готовятся к празднику.
5. В лесу шумело.
6. Темнота. Грохот разрывов.
7. Лес. Поляна. Безлюдье.
8. В деревне убирают урожай.
9. В доме ожидают гостей. Работу выбирают по способности.
10. В трубе свистело, гудело, ухало.

6 задание «Путаница»

На этих карточках «перепутались» данные, верните все на свои места.

Безличное предложение Главный член — сказуемое Весна!

Определенно-личное предложение Главный член — подлежащее Тебе звонили.

Неопределенно-личное предложение Главный член — сказуемое Светает.

Назывное предложение Главный член — сказуемое Встаю рано каждый день.

7 задание. «Угадай!»

Учитель читает предложение, учащиеся определяют тип предложения.

1. Люблю грозу в начале мая.
2. Осенний скучный день.
3. В воде кишат крошечные рачки.
4. Мои стихи дарю забвенью.
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
6. Ночью кают-компанию убирают букетами из красной осенней рябины.
7. Закон природы.
8. Только к вечеру ему удалось причалить к маленькому острову.
9. На берегу громко пели.
10. Под ногами у меня приятно поскрипывало.

8 задание. «Поэтическая страничка»

У вас на карточках записаны стихи А. А. Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.

Карточка № 1

Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!

Карточка № 2

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.

Карточка № 3

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

(Ответы: 1) определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)

9 задание. «Анализ предложений»

1 команда

Найти односоставные предложения, выделить в них грамматическую основу и указать тип предложений.

Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше. Мы то едем по равнине, то спускаемся в долины. Вот и озеро. Вода прозрачна. Гиппопотамов нет. Хорошо бы искупаться! Кусок скалы — удобное место для ныряния. Но вдруг скала зашевелилась и оказалась громадным крокодилом.

2 команда

Какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения на двусоставные. Произошли ли в тексте какие-либо изменения или нет? (Отрывок из рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки».)

Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведем отлично! Поэтому весело!

10 задание. «Веселая математика»

Известно, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Для нашего случая это правило не подходит, потому что мы складываем морфемы. Поставьте каждую морфему на свое место и скажите, какое слово здесь зашифровано.

1. Основа прилагательного определенный + корень слова лицо + суффикс -о- + суффикс -н- = ?

(Определенно-личное)

2. Решите пример:

Неопределенно-личное — не — определен + без = ?

На этом наша игра закончилась. Наши знания пополнились и настроение у всех ребят отличное. Жюри подводит итоги.

Домашнее задание: работа по карточкам, подготовиться к диктанту.

Категория: