Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Что же было после бала?

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Шайхыгалиева Бигайша Сагдатовна учитель русского языка и литературы 1-категория КГУ «Аккольская средняя школа» Акмолинская область Зерендинский район

Шайхыгалиева Бигайша Сагдатовна

(Урок по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Предварительно детям дается задание самостоятельно ознакомиться с произведением Толстого «После бала». Даются в начале урока вопросы на выявление восприятия рассказа.

— Понравилось ли вам произведение? О чем рассказывает здесь Иван Васильевич?

— С какой фразы начинает свой рассказ главный герой? Запишите, пожалуйста, не забудьте эту фразу, мы к ней еще вернемся.

Далее ребята находят в тексте описание самого бала (слайд бала 19 века), описание Вареньки, и, конечно, понимают, почему Иван Васильевич был ею очарован. Чтобы детям было легче понять душевное состояние героя, мы тщательно работаем по тексту, прослеживаем динамику чувств Ивана Васильевича.

Доходим до кульминации — наивысшего напряжения событий и останавливаемся на словарной работе:

Кульминация — высшая точка в развитии действия.
Экспозиция — вступительная часть сюжета (мы возвращаемся к началу рассказа).
Завязка — событие, с которого начинается действие.
Развязка — событие, завершающее действие.
Экзекуция — наказание шпицрутенами. Понятие «сквозь строй».

Далее учитель подробно рассказывает о Николаевской России, муштре и шагистике в армии.

Еще раз мы возвращаемся к диаграмме, описанию психологического состояния главного героя и перечитываем отрывок, как татарина гоняют за побег: «...он увидел что-то странное, приближающееся ко мне...».

После прочитанного дети, сочувствуя герою, понимают, почему любовь Ивана Васильевича постепенно пошла на убыль и как следствие этого — Иван Васильевич вообще не женился и не только не служил в военной службе, но нигде не служил.

Подводя итоги сказанному, мы снова возвращаемся к словарной работе, даем понятие и антитезы. Учащиеся дают портрет полковника, отца Вареньки, на балу и после бала. Еще раз возвращаемся к нравственному облику главного героя и подводим учащихся к мысли, что все дело здесь не в случае, как считает рассказчик, а в окружающей среде, крепостническом строе тогдашней Николаевской России девятнадцатого века, о чем гениально поведал нам Лев Толстой.

Даем домашнее задание: написать эссе «Что взволновало меня в рассказе Л. Н. Толстого «После бала?».

Категория: